Тошнит уже от этих уральских пельменей

Над юмором 90-х многие современные зрители смеются или натужно, или с иронией: знаменитая сценка Евгения Петросяна о человеке, который придумал знак гороскопа Пиво, узнав, что его собеседник — Рыбы, стала если не иллюстрацией плохой шутки, то как минимум иллюстрацией того, чем творчество современных комиков отличается от их предшественников. Подтверждением этому стало и то, что шоу легендарных юмористов прошлого либо закрываются (как, например, «Смехопанорама»), либо демонстрируют низкие рейтинги. Особняком в мире архаичного юмора стоят «Уральские пельмени»: программу, которая выросла из основанной в 1993 году команды КВН, по-прежнему смотрят миллионы зрителей. «Лента.ру» разбиралась, почему шутки про злую тещу, глупых блондинок и пьющих мужчин до сих пор веселят россиян.

«Уральские пельмени» всерьез задумались о создании собственного шоу в конце нулевых. Маститые кавээнщики имели всенародную славу, их шутки цитировали все от мала до велика. На вопрос «почему» без малого вся страна отвечала фразой «пельменей»: «Потому что гладиолус».

В культовой сценке для КВН будущие звезды телеэкрана Дмитрий Брекоткин, Дмитрий Соколов, Андрей Рожков, Вячеслав Мясников и Сергей Нетиевский спародировали интеллектуальное шоу «Что? Где? Когда?». Шуткой про гладиолус они высмеивали особенности логики игры, которая не всегда понятна рядовому зрителю.

В те времена в «Уральских пельменях» выступал Сергей Светлаков. Он снимался и в первых выпусках шоу для СТС, однако всенародную известность ему принесло участие в проектах телеканала ТНТ (Comedy Club и «Наша Russia») и Первого канала (Светлаков был соведущим программы «Прожекторперисхилтон»). Он разошелся с «Пельменями» в 2009 году: коллектив остался на СТС завоевывать внимание зрителей, а Светлаков отправился заниматься своими проектами.

Со временем участники «Уральских пельменей» приобрели легко узнаваемые амплуа: к примеру, Рожков прославился образом вечной бабушки, Мясников — песнями на злободневную тематику под гитарный аккомпанемент. Брекоткин стал рекламным лицом оператора «Триколор ТВ», Соколов — сети магазинов «Пятерочка», а недавно он засветился в скандале вокруг захваченного на Урале монастыря. Сергей Ершов снялся в сериале «Реальные пацаны» на ТНТ в роли отца Леры Сергея Ивановича. Критики отмечали, что Ершов воплотил принципиально новый для российского кино образ — братка из 1990-х в реалиях 2010-х.

С начала выхода шоу на СТС «Уральские пельмени» неоднократно попадали в список самых богатых российских знаменитостей по версии Forbes. В 2013 году доход команды составил 2,8 миллиона долларов. В рейтинге они обошли Светлакова и Урганта. «Комсомольская правда» сообщала, что на корпоративах «Уральские пельмени» в составе трех-четырех артистов работают за суммы от полутора до двух миллионов рублей, а гонорар участницы коллектива Юлии Михалковой в качестве ведущей составляет 12 тысяч евро.

Концерты «Уральских пельменей» — это комедийные сценки, которые, как правило, объединены общей темой (например, 8 Марта). Они перемежаются музыкальными вставками, интерактивом с гостями в зале и импровизациями. В телеверсии существуют и нарезки из фрагментов концертов: в разные времена они назывались «Лучшие номера», «Любимое» и «Смехbook».

Декорации и обстоятельства юмористических сценок, как правило, снабжены множеством легко узнаваемых деталей: в квартире вечный беспорядок, дети кричат, отец семейства любит выпить. Во вселенной «Уральских пельменей» татуировки — это все еще атрибут блатной культуры, каждая женщина требует купить шубу, а теща — неспособный к диалогу монстр, который пытается испортить жизнь и без того страдающему от семейного ярма мужчине.

Одна из историй о теще от «Уральских пельменей» восходит к новелле О. Генри «Вождь краснокожих», известной советскому кинозрителю благодаря фильму Леонида Гайдая «Деловые люди». В рассказе мошенники похитили мальчика, чтобы получить выкуп от его родных. Однако ребенок оказался таким дьяволенком, что преступники сами согласились заплатить родителям мальчика, лишь бы им разрешили его вернуть. В новелле «Уральских пельменей» дьяволенком оказывается теща, забытая на заднем сидении автомобиля на парковке в торговом центре. Злоумышленники с сильным кавказским акцентом угнали машину героя, не заметив пожилую женщину, а затем позвонили и предложили ее вернуть. Зять, оценив положение, потребовал за это 200 тысяч рублей и новый Land Cruiser. Закошмаренные тещей кавказцы согласились заплатить, однако в сюжете, преодолевшем все каноны новеллы, происходит неожиданный поворот: герой узнает, что в багажнике угнанного «Москвича» лежал купленный тещей ему в подарок спиннинг, и, мгновенно утратив интерес к наживе, выражает лишь одно желание: чтобы ему вернули его старый «Москвич» без тещи.

Читайте также:  По вечерам тошнит что значит

Ситуация обыгрывается элементами узнаваемого социального ужаса. Жена героя подумала, что угонщики хотят получить 200 тысяч за возвращение ее похищенной матери. Так как сбережений в семье не было, она решила использовать похоронные накопления матери — за всю жизнь ей удалось собрать как раз столько. Но их оказалось не 200 тысяч, а 120, потому что часть денег теща потратила на покупку спиннинга для зятя.

Похоронные накопления и низкие пенсии — это мотивы, к которым «Уральские пельмени» обращались не раз. К примеру, одна из травестийных бабушек попросила у другой денег в долг и получила необходимую сумму как раз из «похоронных», а герой-дедушка объявил себя бессмертным, потому что смертный не сможет прожить на его пенсию.

Зрители «Уральских пельменей» в комментариях к выпускам часто называют вышучивание социальных проблем одним из главных достоинств шоу. Действительно, герои сценок — это не только нищие пенсионеры, но и гаишники-взяточники; собирающие с родителей деньги учителя; ворующие бюджетные деньги чиновники; модернизаторы системы здравоохранения, из-за которых врачи уходят работать в такси; министры, не имеющие профильного образования, и другие легко узнаваемые типажи. Скетчи — это не побуквенное воспроизведение действительности, а карикатура, которая в какой-то степени снимает социальное напряжение.

В одной из сценок грустный врач в исполнении Андрея Рожкова приходит к главе департамента здравоохранения области и просит его уволить. Доктора отказываются отпускать на свободу, а в его диалоге с руководителем постепенно разворачивается картина медицинской антиутопии. Герой Рожкова остался последним врачом в больнице, поэтому он работает на 400 ставок и получает 12 тысяч рублей. Он ест траву с прибольничной территории и носит вместо обуви бахилы. Чиновник отказывается принимать его претензии всерьез и просит подумать о людях: «Во всей России 80 врачей и 500 тысяч чиновников», — сообщает пародийный глава департамента.

В другом футурологическом прогнозе на медицинскую тему «Уральские пельмени» шутят над тем, что иногда за ликвидацию проблемы выдают мнимое устранение ее последствий, а не причины. В этом сюжете в России ликвидируют все больницы — «чтобы люди не болели». Вместо них, по аналогии с игорными зонами, появятся зоны больничные: «Одна больница будет в Краснодарском крае, вторая — на Алтае, а третьей не будет».

Еще один столп, на котором зиждется юмор «Уральских пельменей», — отношения внутри семьи. Герои таких сценок весьма абстрактны и, как герои классицизма, наделены лишь одной страстью в жизни. Для мужчин это в основном желание выпить, для женщин — приобрести меха. Герой одной из сценок даже утверждает, что смог изобрести вечный двигатель: это женщина, которая ходит за мужчиной и просит купить ей шубу. Если она получает желаемое, она просит купить ей автомобиль и продолжает преследование. В целом же, по версии создателей телешоу, «женщина может бесконечно хотеть три вещи: шубу, смартфон и похудеть к лету», а в женской сумочке лежит столько вещей, что на поиски ключей нужен минимум час.

Семейные отношения в разыгрываемом «Уральскими пельменями» мире часто строятся на взаимных упреках и угрозах. «Если семья без урода — значит, он еще на работе», «А папа твой — идиот, все деньги ставит на этих футболистов, поэтому мы с тобой не в самолете летим, а в плацкарте трясемся», «Свинья под вином — это как ты, когда мы на юг ездим» — так общаются между собой мужья и жены, родители и дети.

Читайте также:  Болит живот тошнит кровь

Классические упреки, которыми они обмениваются, часто касаются темы веса для женщин и алкогольной зависимости в комплекте с полной бытовой беспомощностью для мужчин. Основой для сценки может, к примеру, стать то, что мужчина случайно привел домой не своего ребенка и не заметил никакой разницы. Или остался один с детьми и перестал кормить их, а при попытке воспользоваться стиральной машиной испортил всю одежду.

Доходящая до конфликтности принципиальность героев тоже нередко становится фундаментом для шуток. Например, грустный мужчина в аэропорту отказывается платить за перевес — он так в последний раз делал, когда жену в фитнес устраивал. Жена отказывается выкладывать свои вещи, потому что все они ей нужны, даже двое весов — чтобы взвешивать весы, если понадобится. При этом бывать на море с женой нужно обязательно: «Чтобы весь год ездить с мужиками на рыбалку, нужно хотя бы раз в год съездить с женой в Турцию», — гласит мудрость от «Уральских пельменей».

Шутки строятся и на других стереотипах. Например, изредка «Уральские пельмени» обращаются к жизни гомосексуалов: «Полицейские, разгоняющие гей-парады, надевают не только бронежилеты, но и бронештаны». Чаще появляются шутки о национальных стереотипах: «В Махачкале мужчин — чемпионов по бальным танцам награждают посмертно», «У армянского Купидона вместо стрел шампуры», «Узбекские женщины из роддома кричат мужьям не пол ребенка, а строительную специальность». Иногда шутки содержат самоиронию: грустный Андрей Рожков садится в такси, оказывается узнан и всю дорогу слушает о том, что он бабушка и что водитель любит его шоу.

Причиной народной любви многие называют «семейность» шоу: в отличие от большинства юмористических передач на российском телевидении, «Уральских пельменей» можно смотреть с детьми, почти не опасаясь юмора ниже пояса. Подтверждением этому служат и кадры из зрительного зала: на концерты приходят люди самых разных возрастов, многие — с детьми.

Другая составляющая популярности — «народность» программы. «Был «Городок» — народная программа, но он почил. Главное, что они [«Уральские пельмени»] никогда не боятся трогать темы, которые на грани. Все стали осторожными, а они держат юмор на острие. Чрезвычайно близкий каждому юмор и близкие типажи», — поделился впечатлениями от концерта один из зрителей. «»Пельмени», как всегда, самые лучшие и позитивные. Можно смотреть без ограничения аудитории. Добра и счастья вам», «Спасибо огромное за годный юмор и за самые годные (в плане юмора) часы в моей жизни!» — добавляют в комментариях. Некоторые зрители отмечают, что интерес к шоу основан лишь на личной харизме актеров, так как их шутки давно стали плоскими и несмешными. Но таких комментариев — меньшинство.

Уже много лет «Уральские пельмени» могут похвастаться неснижающейся популярностью. Например, трансляция программы «Уральских пельменей» в новогоднюю ночь позволяет СТС наращивать аудиторию, тогда как другие каналы фиксируют ее снижение.

Несмотря на это, создатели «Уральских пельменей» иногда его покидают. В 2015 году начался продолжающийся до сих пор спор команды с Нетиевским. Коллектив заподозрил его в воровстве и решил уволить, Нетиевский назвал все обвинения клеветой. Желая получить права на товарный знак «Уральские пельмени», он обратился в суд. Нетиевскому марка не досталась, зато ему присудили права на архив передачи. Конфликт на этом, однако, не прекратился: Нетиевский и «Уральские пельмени» до сих пор имеют друг к другу финансовые претензии, последний иск бывший директор подал в суд в конце апреля 2020 года.

В одном из недавних интервью Нетиевский посетовал на то, что за последние пять лет коллектив не создал ничего нового и обвинил нынешнего руководителя Евгения Орлова в том, что он «очень хорош в разрушении, черном пиаре, захвате активов и манипуляциях коллективом».

В истории «Уральских пельменей» были и другие конфликты. К примеру, после ухода из шоу актрисы Юлии Михалковой, проработавшей в коллективе десять лет, бывшие коллеги обвинили ее в том, что она стала «далека от юмора». «Наступила стадия, где в приоритете не юмор, а внешность. Она больше думает, как волосы лежат, как ногти блестят», — поделился своим наблюдением новый участник шоу Роман Постовалов. Вячеслав Мясников связал ее уход с желанием устроить личную жизнь, а Дмитрий Брекоткин назвал хренью ее общение с премьер-министром Дмитрием Медведевым на пресс-конференции. Михалкова же заявила, что достигла потолка в коллективе и что творческая стабильность — худший враг для актера.

Читайте также:  Если не тошнит во время беременности это хорошо

С 2018 года Андрей Рожков и Вячеслав Мясников начали выступать отдельно от команды. Они создали дуэт «Ваши пельмени» и развернули активную гастрольную деятельность. Рожков и Мясников не ушли из «Уральских пельменей», однако их популярности хватило на еще один проект: записи концертов «народной программы» стабильно набирают на YouTube миллионы просмотров.

Источник

О шоу

Смешные и смелые, забавные и непредсказуемые, всегда разные, но неизменно яркие чемпионы КВН «Уральские пельмени» теперь на СТС!

Некоторые студенты говорят: «Сессия невыполнима!», другие отвечают им: «А мы в ус не дуем!». Кто-то считает, зачем им «лишнее образование» и прячет свою «Зачечётку»… и получает «Студенческий берет». А ведь всему виной «Высшая мать и мачеха!»

И как бы вы не провели «Лень первокурсника», став «АбитуреЕдом», вас все равно рано или поздно вызовут в «Где канат», и потом вы будете добрым словом поминать «Твою Альма-матер».

СТС предупреждает! Это видео противопоказано мрачным занудам, людям с хроническим ворчанием и тоскливым нытикам с атрофированным чувством юмора. Эти ребята не терпят кислых лиц и унылых гримас, потому что они — «Шоу «Уральских пельменей»! Творческий тандем Андрея Рожкова, Дмитрия Брекоткина, Дмитрия Соколова, Сергея Нетиевского, Вячеслава Мясникова, Максима Ярицы, Сергея Исаева, Сергея Ершова и Юлии Михалковой не оставит равнодушным даже самого строгого критика. Они не актеры, они — мастера перевоплощения. В их богатом арсенале — убойные шутки, искрометные шаржи и уморительные песни. Официальные дилеры юмора, как себя гордо именует команда «Уральские пельмени», отличаются полной непредсказуемостью в выборе сюжетов и разят наповал своими остротами людей любого возраста. Они из сезона в сезон не устают удивлять телезрителей своим великолепным и нетрадиционным отношением к юмору.

«Шоу «Уральских пельменей» — это микс зарисовок на самые актуальные темы: «Снегодяи» — остроумная интерпретация новогодних историй, оздоровительная физкульт-программа «Пинг-понг жив», абитуриентский триллер «По уши в ЕГЭ», особый взгляд на столичную жизнь — «Из грязи в стразы».

Многие считают, что остроумие «Уральских пельменей» имеет поистине паранормальные свойства. Зафиксированы случаи, когда телезрители заряжали позитивом фото своих друзей и родственников, которые по неосторожности пропустили новые серии. Но если ты еще не знаком с творчеством «Уральских пельменей» — срочно смотри все выпуски программы онлайн!

На сайте ctc.ru ты можешь посмотреть все серии «Шоу «Уральских пельменей»: «20 лет в тесте», «Смешняги», «Падал прошлогодний снег», «Гори оно все… конем», «Агенты 07», «Шагом фарш», «В гостях у скалки», «Весь апрель никому», «По уши в ЕГЭ», «Как я провел ЭТО», «Стипенсия», «Из грязи в стразы», «День смешного Валентина», «На старт! Внимание! МАРТ!», «Союзы-Аполлоны», «Отцы и эти», «От томата до заката», «Пинг-понг жив», «Нано-концерт, На!», «Снегодяи», «Год в сапогах», «Не вешать хвост, ветеринары!», «Очень страшное смешно», «Красота спасет МЫМР!», «Вялые паруса» — все самое «Лучшее» и, конечно, «Зе BAD»!

Идеальный саундтрек для шоу «Уральских пельменей» — твой смех. А лучшая музыка — шум аплодисментов. Раздача шуток ведется совершенно бесплатно в эфире телеканала СТС! Но если ты недополучил свою порцию юмора — смотри выпуски онлайн на сайте ctc.ru, читай актуальные новости, смотри фото с концертов.

Команда: Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин, Дмитрий Соколов, Сергей Нетиевский, Вячеслав Мясников, Максим Ярица, Юлия Михалкова, Сергей Исаев, Александр Попов, Сергей Ершов, Сергей Калугин