Рвота от невроза у детей

Тошнота на нервной способна наблюдаться длительное время. Выделяют несколько основных причин возникновения этого симптома. Отличить тошноту, вызванную неврозом, от той, что провоцируется заболеваниями ЖКТ, можно по характерным клиническим признакам. При чрезмерной возбудимости пациенту требуется консультация у психотерапевта, а для быстрого устранения неприятной симптоматики могут быть использованы специальные упражнения и иные способы.

1

Тошнота при неврозе

Тошнота на нервной почве более характерна для детей, особенно тревожных, мнительных. С возрастом эта симптоматика проявляется все реже, но она может наблюдаться и у взрослых.

Невротические состояния формируются на фоне многочисленных стрессов, детских страхов, затяжных фобий. Невроз способен возникнуть из-за пережитых катастроф, несчастных случаев, потери близких.

При сильной тошноте, которая не вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта, говорят, что невроз затрагивает вегетативную нервную систему и воздействует на функцию центров головного мозга, ответственных за рвотный рефлекс.

Процесс появления тошноты проходит поэтапно:

  1. 1. Стимулируются нервные центры. Нейроны принимают сигнал о борьбе с агрессивным провоцирующим фактором. Пищеварительная система начинает попытку избавления от пищевых остатков.
  2. 2. Органы ЖКТ прекращают процесс переваривания еды, увеличивают перистальтику кишечника для выведения возможного агрессора.
  3. 3. Нейрогуморальные центры блокируются.
  4. 4. Аппетит снижается или пропадает полностью.

Невротическая тошнота способна длиться несколько суток подряд, периодически вызывая рвоту. В таких случаях люди ошибочно полагают, что причиной является некачественное питание, обращаются за помощью к гастроэнтерологу, который не может выявить какую-либо проблему. Нередко из-за этого откладывается соответствующее лечение, заболевание усугубляется.

При неврозах самым эффективным способом лечения является курс психотерапевтических сеансов. Медикаменты в этом случае не так действенны. Психотерапия помогает пациенту выйти из невротического состояния. Суть ее заключается в избавлении больного от навязчивых состояний, пересмотре событий его жизни и устранении других провоцирующих факторов тошноты.

Как лечить булимию самостоятельно в домашних условиях

Как лечить булимию самостоятельно в домашних условиях

2

Типы тошноты

Тошноту на нервной почве подразделяют на 3 типа:

  1. 1. Постоянная. Отмечается довольно редко. Причиной служит общее подавленное состояние пациента, которое связано с утратой близкого человека, неудачами в жизни, на работе и иными подобными факторами. Обычно тошнота одновременно протекает с сильной депрессией и апатией.
  2. 2. Периодическая. Она появляется самопроизвольно.
  3. 3. Спонтанная. Она может возникать в моменты резкого ухудшения психоэмоционального состояния человека, когда тот подвержен страхам, стрессу и иным провоцирующим факторам.

Для устранения симптома пациенту необходимо нормализовать психоэмоциональное состояние. Хроническую тошноту лечат медикаментозными средствами, прописанными специалистом.

Анорексия у мужчин: причины, терапия, последствия

Анорексия у мужчин: причины, терапия, последствия

3

Симптомы

Необходимо отличать приступы тошноты, вызванные неврозом, от симптоматики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Неврозы имеют обширный спектр клинических признаков:

  • сонливость в течение дня;
  • быстрая утомляемость;
  • чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • головокружения;
  • нарушение сна;
  • нетерпимость к окружающим;
  • легкая возбуждаемость;
  • нервные тики;
  • депрессивные состояния;
  • рвота после сильных эмоциональных потрясений;
  • ослабление памяти;
  • отсутствие концентрации;
  • скачки артериального давления;
  • постоянно плохое настроение.

Проявляются одновременно не все симптомы, а один или несколько. Потому при обнаружении даже небольшого перечня клинических признаков необходимо проконсультироваться со специалистом. Отсутствие лечения способно привести к усугублению заболевания, на фоне депрессивного состояния могут возникнуть иные нарушения.

Отличия от патологий ЖКТ состоят в том, что при заболеваниях пищеварительной системы тошнота возникает обычно после употребления еды, к которой имеется плохая восприимчивость, или в периоды обострения недугов. Кроме того, рвота не всегда является самым ярким признаком. Могут проявляться болезненные ощущения в эпигастральной области и в животе, запоры и диарея.

Причины, формы и методы лечения полифагии

Причины, формы и методы лечения полифагии

4

Причины

Выделяют несколько основных причин, которые провоцируют тошноту при нервных напряжениях:

  1. 1. Аэрофагия. При учащении сердечного ритма и дыхания наибольшая часть вдыхаемого кислорода попадает в желудок. При движении воздуха обратно через пищевод возникает тошнота. Одновременно может наблюдаться частая отрыжка воздухом.
  2. 2. Гипертонус скелетных мышц. Сильное невротическое состояние сопровождается напряжением всего тела. Избыточное содержание адреналина в крови способно привести к затвердеванию мышц. Это провоцирует тонус желудка, возникает неприятное ощущение.
  3. 3. Физиологический стресс. При эмоциональных перегрузках у человека способно участиться мочевыделение, увеличиться перистальтика кишечника, появиться тошнота и рвотный рефлекс.

Исследователи отмечают, что если были случаи с тошнотой при повышенной психической нагрузке, то в последующих похожих обстоятельствах мозг будет предпринимать попытку воссоздания подобного состояния. У человека формируется определенный рефлекс.

Нервные напряжения могут быть проявлением вегетососудистой дистонии. Это многосимптомное расстройство охватывает практически весь организм. В большей мере при ВСД страдает сердечно-сосудистая система, потому как нарушается кровоток. Если тошнота возникает из-за ВСД, то необходимо обязательное лечение. Для этого используют седативные средства.

Одна из разновидностей психического расстройства — паническая атака. Она возникает как реакция на определенный раздражитель. В этом случае человека может тошнить спонтанно. Паническая атака бывает вызвана фобиями (боязнь тех или иных насекомых, замкнутых пространств, темноты, высоты и т. д.) или мыслями о смерти, утрате кого-либо и т. д. Примечательно, что фобии во многом не связаны с реальной угрозой, нередко являются следствием перенесенных в детстве потрясений.

5

Как избавиться от тошноты?

Все эти состояния лечат у психотерапевта. Срочная помощь больному требуется, если тошнота длится более суток, из-за чего состояние человека постепенно ухудшается. Появляются следующие симптомы:

  • пациент становится отрешенным, замкнутым, апатичным;
  • в животе возникают спастические боли;
  • наблюдается рвота, которая ведет к обезвоживанию;
  • больной практически не ест и не пьет;
  • чувство тревоги сохраняется более трех суток;
  • седативные средства (валериана, пустырник) не дают результата.

Помощь психотерапевта очень важна, поскольку нередко человеку некому рассказать о своем состоянии, из-за чего он постоянно думает о проблеме. Суть терапии у специалиста заключается в пересмотре пациентом ситуации со стороны, в избавлении от страхов и переживаний по тому или иному поводу. Обычно подобное лечение проходит длительное время и требует комплексного подхода.

Для избавления от тошноты, возникающей периодически или спонтанно, можно использовать специальные физические упражнения и дыхательную гимнастику. Выделяют медикаментозные средства, которые помогают подавить рвотный рефлекс.

5.1

Физические упражнения

Тошнота на нервной почве связана с выбрасыванием в кровь огромного количества адреналина, который можно расходовать по назначению и снизить его концентрацию. В этом помогут простые физические упражнения:

  1. 1. Быстро подняться и спуститься по лестнице.
  2. 2. Несколько раз присесть.
  3. 3. Пройтись в быстром темпе по коридору.

Этих мер вполне достаточно, чтобы предотвратить повышенного тонуса мышц. Не рекомендуется применять силовые упражнения с подъемом тяжестей во время стрессовых ситуаций.

Чтобы расслабить брюшные мышцы, которые удерживают желудок, необходимо максимально напрячь их, глубоко вдохнув, задержать дыхание на 5-7 секунд, после чего медленно выдыхать и ослабить напряжение. Так мышцы придут в нормальное состояние, желудок не будет испытывать повышенное внешнее давление.

5.2

Дыхательная гимнастика

В стрессовых ситуациях у человека наблюдается учащение сердцебиения и дыхания. Для нормализации ритмов сердца и легких рекомендуют дыхательную гимнастику:

  1. 1. Сделать медленный вдох носом на полную грудь.
  2. 2. Задержать дыхание на 5-7 секунд.
  3. 3. Медленно выдыхать через рот.

При проведении этого упражнения советуют закрыть глаза, сконцентрировать свое внимание на самых приятных моментах жизни. Гимнастика позволит нормализовать деятельность легочной и сердечно-сосудистой систем, снизит риск развития гипертонического криза.

5.3

Иные способы

Для снижения чувства тревоги и нормализации невротического баланса советуют «переключить» организм. Чтобы перевести концентрацию нервной системы, можно использовать холодные умывания. Нужно смочить руки в холодной воде, после чего умыть лицо несколько раз. Под воздействием холода сосуды сужаются, из-за чего головной мозг переключается на другую задачу — восстановление температурного баланса.

Не рекомендуется принимать холодный душ, который способен спровоцировать переохлаждение. Достаточно смочить лицо, а в жаркое время и голову.

Для устранения тошноты можно проводить массирование точки, расположенной на внутренней стороне запястья. Воздействие на нее вызывает приток крови.

Рвота от невроза у детей

Точка для массажа при тошноте

5.4

Медикаменты

Для устранения тошноты, которая способна спровоцировать рвоту, рекомендуют использовать следующие препараты:

  1. 1. Хофитол. Медикамент на растительной основе. Подавляет неприятное чувство, нормализует пищеварительную систему.
  2. 2. Церукал. Блокирует нервные центры, ответственные за тошноту. Вводится обычно внутримышечно, предназначен для разового применения, пока не выявлена причина.
  3. 3. Драмина. Воздействует на деятельность блуждающего нерва, блокирует ее, особенно если у человека есть нарушения функции вестибулярного аппарата. Разрешен детям.

Из седативных медикаментов, которые снижают возбудимость психики, выделяют пустырник, валериану и зверобой. Более эффективны:

  • глицин;
  • тенотен;
  • ново-пассит;
  • успокой;
  • персен;
  • афобазол.

Снижение активности нервных центров головного мозга приводит к снижению концентрации. Потому при приеме седативных препаратов рекомендуется воздержаться от вождения транспортных средств.

Источник

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Источник