Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Что такое пищевое насилие?

«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!», «тут одна ложка всего осталась» — все эти (знакомые до боли) фразы и любая другая настойчивость родителей в вопросах питания ребенка и есть не что иное, как проявление пищевого насилия. Проще говоря, насильное закармливание детей из-за сформированных предрассудков у взрослых.

Рвота от насильного кормления

Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?

Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.

«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.

Пищевое насилие также может быть вызвано тревожностью родителей — они переживают, что ребенок слишком худой, что он слишком мало ест, у него нет аппетита, он болеет. Иногда отказ детей от еды трактуется матерями как отказ от них самих, от их еды и в целом воспринимается на свой счет. Чтобы справиться со своей тревогой, они начинают закармливать детей. Только в этом случае удовлетворяется не потребность ребенка в еде, а желание родителя перестать волноваться.

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Почему же тогда ребенок не ест?

В действительности причин может быть масса. Ребенок банально может быть не голоден или он может не любить какое-то конкретное блюдо (при этом совершенно не важно, кто его приготовил) или продукт. Бывает так, что малыш просто не в настроении — он сам до конца не понимает, чего он хочет, поэтому капризничает или привлекает ваше внимание. Отказ от еды — это не красноречивое заявление о том, что вы плохой родитель.

Рвота от насильного кормления

Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?

Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.

Рвота от насильного кормления

А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.

Пищевое насилие — это пережиток нашего советского прошлого, от которого все современные специалисты призывают отказаться. Именно насильные приемы пищи, против воли ребенка, формируют у него нездоровые пищевые привычки. Повзрослев, малыш будет доверять не своему организму (который и сигнализирует ему о голоде или о насыщении), а следовать сформированным установкам вроде «доедай до конца», «оставлять еду — плохо» и так далее.

Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистике американской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.

Кроме того, каждые 62 минуты в мире от расстройства пищевого поведения умирает один человек. Чаще всего смерть связана с анорексией — из-за осложнений от нее умирают пять-шесть процентов больных, от булимии — чуть меньше.

Пищевое насилие, даже в форме мягкого давления, сказывается и на поведении ребенка в будущем. Психика дает сбой не только в виде неадекватного отношения к еде, но и к жизни в целом. Специалисты отмечают: ребенок перестает доверять себе и сигналам своего тела, а потому не может сам принимать решения и адекватно оценивать свое состояние. Дети, страдающие от пищевого насилия, со временем могут становиться упрямыми, неуправляемыми, тревожными, а главное — они теряют доверительные отношения и контакт с родителями.

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Что же делать? Как правильно себя вести?

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  1. Не заставлять, если ребенок не хочет.
  2. Не перекармливать.
  3. Не навязывать, не уговаривать.
  4. Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  5. Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  6. Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.

«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».

Рвота от насильного кормления

Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?

Совместные приемы пищи всей семьей благоприятно сказываются на развитии ребенка. Главное — не забывать: малыш запоминает все, что делают и едят родители за столом. Он перенимает их привычки и предпочтения, в том числе в еде. Так что на столе всегда должен быть выбор разнообразной, здоровой, богатой питательными веществами еды. Семейные приемы пищи — это время, когда родители помогают детям установить отношения с едой. Путь не всегда бывает простым — ребенок может держать ложку вверх дном (в лучшем случае) или размазать еду по столу, лицу, волосам и вообще по всему, что попадается ему на глаза. Но этот ранний опыт взаимодействия с едой необходим — так ребенок устанавливает с ней свои собственные отношения. Родители же в это время смогут следить за подсказками в поведении малыша, которые указывают на его голод или сытость.

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.

Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.

Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:

  • подносит руки ко рту или кладет в рот предметы;
  • издает посасывающие звуки и делает посасывающие движения губами;
  • сжимает кулаки на груди или животе;
  • сгибает руки и ноги;
  • плачет (хотя плач не всегда может быть причиной голода).

Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:

  • наклоняться к еде и открывать рот;
  • при виде еды радоваться и оживленно себя вести;
  • задерживать взгляд на продуктах или следить за их перемещением.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Рвота от насильного кормления

Что еще почитать о питании ребенка?

Вот тут вы можете найти подборку лекций о детском здоровье, среди которых есть и материалы, посвященные теме интуитивного питания в детском возрасте. А здесь вас ждет отрывок книги о пищевом воспитании «Самые здоровые дети в мире живут в Японии». Также у нас есть интервью о сахаре в рационе ребенка и интересные факты о прикорме.

Рвота от насильного кормления

Рвота от насильного кормления

Источник

Подробности

Категория: Питание и воспитание

Автор: Эксперт/модератор

Повязывая фартучек, мама в очередной раз приговаривает: “Ну, начались наши мучения!” – а лицо грустное-грустное. А малыш-то чудесно улавливает если не смысл, то тон  слов и выражение лица. Мама уверена, что щечки набирают полноту и здоровье благодаря ее стараниям. Поэтому  она набирает из огромной полной тарелки ложку с горочкой и опрокидывает ее в едва показавшуюся щелочку ротика. Теперь пюре и на языке, и под ним. Трудно проглотить. Но мама не ждет: она давно знает, хитргюга может просидеть с первой ложкой во рту хоть до вечера. Поэтому новая ложка, как при бомбовой атаке снаряды, летит за щеку малыша. Что остается ему?

Привычно отталкивать мамину руку. На помощь призываются домочадцы – папа скачет с пакетами крупы, дядя гримасничает и показывает фокусы, бабушка сует в ручонку звякающие ключики, дедушка пытается отыскать на чистом небе птичек. Шоу увлекает ненадолго, но зато мама успевает впихнуть еще пару ложек. Счет 5:0, лидируют взрослые. Вдруг малыш вспомнил, для чего зрелище затеяно, и снова отвернулся. Не тут-то было – ложка настигнет его в любом положении! Но случилось непредвиденное: в ложке оказался непротертый комочек (в металлическом ситечке уже появились дырки от постоянного протирания еды)… Теперь он, твердый, мешает где-то там глубоко… Но мама об этом и не догадывается и уже успела сделать очередное вбрасывание ложкой… Р-раз! и все съеденное фонтаном выливается на маму. Раздается оглушительный рев обеих сторон, обоим не позавидуешь. Малыш испуган и отлуплен в очередной раз, голоден. Мама снова потерпела неудачу и поставлена в тупик. Счет снова 0:0…

Нет, у вас, конечно, все происходит по-другому. Одно лишь совпадение – ваш-то малыш тоже плохо кушает. И вы не знаете, что еще предпринять. Не кормить, что ли?
Не кормить или кормить насильно – согласитесь, это разные понятия. Насилие в кормлении одна из основных причин плохого аппетита, “привычных” поносов и рвот, которые закрепляют настоящие серьезные проблемы работы желудочно-кишечного тракта, не говоря уж о психологической стороне.     

Но позвольте, спросит мама, ведь с плохого аппетита все начинается. Кто же будет насильно кормить ребенка, который хорошо кушает? Для малыша “хорошо” — то же самое, что “вкусно”, а вкусно бывает только когда с твоим аппетитом считаются, когда еда не вызывает мучительных воспоминаний и когда тебя не превращают в поглотительный автомат. Что значит “хорошо” на взрослом языке? Усадив перед собой “объект”, быстренько напихать его. Если он уже привык подчиняться гипнозу маминых глаз и послушно все проглатывает, это может длиться до детского сада. А потом… как повезет – либо он сам моментом научится владеть ложкой, либо его научит голод, потому что ни один воспитатель не возьмется затевать шоу перед каждым из 15 малышей.  
Исток проблемы обычно возникает месяцев с 5-6, когда мамочка еще не успела овладеть техникой кормления с ложечки. Ложечка должна быть маленькой и удобной для малыша. Кормить нужно не торопясь, давая возможность крохе освоиться с новым способом еды.
При плохом аппетите во рту выделяется мало слюны, и густая пища плохо проглатывается. Пусть малыш запивает водой (глоточек, не больше). Деткам старше годика можно за 15 минут до еды давать яблочко, оно стимулирует пищеварение и аппетит.
Человек – не механизм, и аппетит не может быть неизменным и возникать точно по часам. Малыш может неохотно кушать, когда не выспался, мало гулял, двигался, если погода жаркая, если настроение плохое. Если очевидно, что кормление не получается, постарайтесь не раздражаться. Просто спокойно, как ни в чем не бывало, уберите все со стола, умойте малыша и займитесь обычными делами.  Следующее кормление, скорее всего, будет более успешным (голод, простите, не “тетка”).  
Впечатлительные, нервные детки отличаются неустойчивым аппетитом и страдают от непонимания взрослых, потому что их неосознанный протест выражает сам организм, а шишки сыплются на малыша.

Ну а если малыш заболел, предлагать разумнее вообще только половинную порцию от обычной. При кишечных же инфекциях отказ от еды – нормальная защита организма, поэтому настаивать на “маленькой ложечке” опасно. Следить нужно только за тем, чтобы малыш много пил. Если ребенок упрямится  день-два, неделю да к тому же “вянет”, пора обратиться к врачу.
Почаще доверяйте даже годовалому непоседе. Пусть перемажется кашей разок-другой, зато попавшее в желудок будет добыто самостоятельно, тогда остальное он намного охотнее даст уложить с маминой помощью.
Просто поражает, что столь любопытные создания, которые способны беспечно потянуться к раскаленному утюгу, острым ножницам и не знающие страха высоты, так настороженно относятся к непривычной пище. К новому блюду малыша нужно готовить — не скупиться на рекламу, ведь полноценная и легкоусвояемая еда та, что вызывает удовольствие. Впрочем, не все детки такие уж консерваторы. Многие проявляют неаппетит к пище, которая им, мягко говоря, наскучила. Иногда  мамочка идет по ложному следу — аппетит пропал из-за однообразия, и начинаются поиски новой смеси, овощей, необыкновенных фруктов. Но узел только затягивается. Мамочки, расслабьтесь! – перечень продуктов питания малыша на первом году жизни действительно невелик, и вводить их нужно очень осторожно и постепенно. Главное – дать все необходимое и не совать лишнего. Стимулировать же аппетит младенца нужно только психологически. А судить о том, достаточно ли ест ребенок, можно поставив его на весы. Кстати дети от 2 до 7 лет чаще всего бывают “малоежками”, а потом у них просыпается “волчий аппетит”, и тут уж, мама, держись, чтоб не съел тебя саму вместе с тапочками.

Дана ОРЛОВА.

Для комментирования необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Источник

Кормить ребенка насильно нельзя! Все дети разные: одни кушают всё — и мясо, и овощи; для других кормление – это пытка. Родители часто настаивают на приеме пищи, даже если малыш не хочет, но это может негативно сказаться на его психическом здоровье.

Есть несколько приемов, которые помогут мамам и папам накормить чадо — и при этом не нанести ему вреда.

Содержание статьи:

  1. Почему мы заставляем детей есть
  2. Опасность принуждения детей к еде насильно
  3. Как накормить ребенка без насилия и истерик

Причины пищевого насилия родителей — почему мы заставляем детей есть

Вспомните, как в детстве родители приговаривали: «Скушай ложечку за маму, ложечку за папу», «Мама старалась готовила, а ты не ешь», «Ешь все, а то за шиворот высыплю».

И зачастую модель пищевого поведения своего детства взрослые переносят и на своих детей. Это все — ни что иное, как пищевое насилие.

К нему можно отнести следующее:

  • Настойчивые призывы покушать или скушать то, что ребенку не хочется. Причина этому – убежденность мамы и папы, что малыш проголодался, пришло время обеда по расписанию. Или даже боязнь обидеть того, кто готовил обед, на подсознательном уровне.
  • Превращение приема пищи в момент наказания. То есть, крохе ставится условие, что, если он все не доест — не получит желаемого или не выйдет из-за стола.
  • Пренебрежение вкусовыми предпочтениями. У детей гораздо больше пищевых рецепторов, чем у взрослых. Если мама хочет во что бы то ни стало накормить дитя полезными овощами, подмешивает их в еду или маскирует — это не значит, что кроха не догадается. Он вполне может угадать, что в блюде есть то, что ему не нравится, — и откажется кушать.
  • Настоятельный ввод в рацион новых блюд. Малыши – консерваторы в еде. Пробовать что-то новое для них — не одно и то же, что для взрослых. И, если новое блюдо вызывает подозрения, он может отказаться от приема и уже знакомых продуктов.
  • Прием еды по расписанию. Для большинства это очень полезно. Но есть такие категории детей, которые могут испытывать чувство голода крайне редко, или же им больше подходит частый прием пищи, но маленькими порциями. Нужно обязательно обратить внимание на этот момент.
  • Чрезмерное увлечение полезным питанием. Если мама сидит на диете, считает калории, и в доме нет сладостей или фастфуда — это одно. Но когда она пытается ущемить достоинство малыша, превратить его в стройняшку, постоянно попрекая лишним весом – это насилие.

Все эти пункты на подсознательном уровне влияют на культуру приема пищи с раннего возраста. Чрезмерная опека, боязнь что малыш будет голодным — или, наоборот, переест, — со стороны родителей может нанести непоправимый вред психике.

Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.

Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.

  • Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
  • Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
  • От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности. Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды.  Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
  • Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях. Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
  • Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.

Как накормить ребенка без насилия и истерик, что делать — советы педиатра и психолога

Прежде чем уговаривать ребенка поесть через силу, обратите внимание на его самочувствие. Педиатры часто предупреждают мам, что во время болезни ребенок ест мало, и заставлять его съедать даже привычный рацион нецелесообразно.

Также стоит обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Если вы заметили, что он грустит или нервничает — поговорите с ним: возможно, в кругу сверстников произошел конфликт, который и повлиял на отсутствие аппетита.

Педиатры призывают родителей посмотреть на то, что ребенок мало ест, с другой стороны. Ведь среди детей в возрасте до семи лет истинных малоежек меньше чем двадцать процентов. Чувством голода управляют лишь инстинкты. Это позднее на пищевое поведение оказывают влияние социальное окружение и привычки.

Доктора говорят, что для того, чтобы ребенок был сыт, ему нужно съесть столько ложек еды, сколько ему полных лет. И, если обговорить с ребенком этот момент заранее, перед едой и мама, и малыш будут чувствовать себя комфортно.

Что делать, если ребенок здоров, инстинкт самосохранения работает, а малыш просто не хочет есть?

Существует несколько работающих методов, разработанные детскими психологами и педиатрами, которые помогут накормить малоежку.

Не нужно давить на ребенка

Дети всегда подражают поведению родителей, а также очень чувствительны к их эмоциональному состоянию.

Относитесь проще к тому, что ребенок не доел. Ведь капризы малыша могут быть обусловлены сытостью.

Не следует:

  1. Кричать на малыша во время приема еды.
  2. Наказывать едой.
  3. Насильно засовывать в рот ложку с едой.

Лучше всего быть во время еды предельно спокойным. Не переживать, если тарелка наполовину пуста.

Поставьте на видное место тарелку с фруктами, сыром, орехами и сухофруктами. Если кроха проголодается, такой полезный перекус пойдет только на пользу.

Превратите прием еды в семейную традицию

Дети консервативны и, если превратить обычный ужин или обед в своего рода семейный ритуал, в процессе которого вся семья в сборе, обсуждаются семейные планы, события за день, ребенок будет видеть, что прием пищи – это спокойно, весело и тепло.

Для этого накрывайте стол праздничной скатертью, красиво сервируйте, доставайте салфетки и лучшую посуду.

Подавайте хороший пример

Ребенок смотрит на ваши действия и поступки — и повторяет их.

Если мама и папа буду кушать полезную еду, не перебивая аппетит конфетами, малыш тоже будет с удовольствием следовать примеру родителей.

Оригинальная подача блюда

Есть серую скучную кашу не захочет не только малыш, но и взрослый. Придумайте, как можно украсить ее сухофруктами, орехами, медом. Чем интереснее будет тарелка с едой для ребенка, тем с удовольствием все ее содержимое будет съедено.

Прелесть такого пищевого искусства в том, что родитель может приготовить интересное и сбалансированное блюдо, в состав которого будут входить и овощи, и белки.

Не бойтесь экспериментировать!

Если ребенок не любит есть крицу, попробуйте приготовить говядину или индейку. Вареные овощи вызывают неприязнь — тогда можно запечь их в духовке. Можно приготовить несколько вариантов одного полезного блюда — и посмотреть, какой будет съеден малышом на ура.

Главное — не попрекать ребенка тем, что были потрачены продукты или время на готовку, чтобы он не чувствовал себя виноватым.

Готовьте вместе

Привлекайте ребенка к приготовлению ужина. Пусть он делает простые вещи: помоет овощи, слепит из теста фигуру, засыплет сыром блюдо. Главное — он увидит весь процесс приготовления и почувствует свою значимость в нем.

Во время обеда обязательно похвалите чадо за помощь.

Психологи советуют родителям быть спокойными и набраться терпения. Если ребенок здоров, то есть в меру он начнет уже к 10-12 годам. А до этого возраста задача родителей – привить ему культуру приема пищи.

Источник