Рядом с тобой меня не тошнит сартр

Леонид Беловицын  · 10 февраля

315

Если ты не знаешь правильного направления, попробуй делать правильные шаги…

О тотальной бессмысленности всего существующего. Вот это солнце светит, а тебя от него тошнит, потому что оно тотально бессмысленно, потому что ты умрешь навсегда, а оно продолжит светить и все твои дела под этим солнцем никому не нужны. Вся эта возня людей — копошение червяков в навозной куче, со всей этой их любовью и сексом, который порождает к существованью такой же обремененный вечными вопросами и принужденный бесконечно страдать мясной комочек. Который будет терпеть от непогоды, работать в поте лица для пропитания, и все это только потому, что страшно умереть, а не потому что хорошо и прекрасно жить. Жить – страшно, настолько страшно что от этого тошнит, знаете как когда вам сообщили о неизлечимом заболевании, и у вас подкашиваются ноги и пот обильно выступает на теле. И никто ничего не сможет в эту жизни привнести, чтобы там не говорили все те кто рассказывал, что человек где-то там живет в своих трудах или произведенных ценностях, потому что все заровняет смерть. Заровняет до омерзительно однородной кашицы, в которой одинаково растворяться и любовь, и ненависть, и предательство с верностью. И от этого всего, от людей которые этого не понимают, что люди смеют приделывать к какой-нибудь продаже пирожков (читай «развитию малого бизнеса в России») слово «важно», и пытаться других заставить поступать так же, пытаются принудить к соблюдению каких-нибудь религиозных табу, ГГ тошнит

Являюсь специалистом по темам — политология, социология, история. Увлекаюсь как…

Я не смог его дочитать, но суть романа в том, что главный герои испытывает «Тошноту» от других людей, от их запахов, слов, поведения и проч. Это роман о радикальном отчуждении и одиночестве человека перед лицом равнодушного и враждебного мира, так как он написан в рамках философии атеистического экзистенциализма. «Ад — это другие», как писал Ж.П… Читать далее

Кто ваш пример для подражания и почему?

Человек, уставший тут сидеть.=) Истории из жизни закончились и по всем поводам…

Ой, Когда я был маленький и жил в Карелии у меня в детстве был пример. Звали его Сагалович Лазарь Петрович.
Бл*, это был самый крутой мужик на свете! Супермен на его фоне просто девочка-даун. Он был подводник в молодости, и несколько раз ходил в кругосветные плавания. Видел Нью-Йорк в перископ. Герой Советского Союза.
Ему было 74 года тогда, из которых он курил папиросы 60. Но всю жизнь занимался спортом. Поднимался на 16 этаж без лифта. Знал 5 языков в совершенстве. Защитил кандидатскую по физике.
Делать он умел все, вот реально все! Он сам построил себе дом на даче, у него был яблоневый сад с яблоками с его кулак(а ладошка у него была с крышку люк). Сам сварил себе забор с шикарной калиткой.Сам чинил машину.  Делал нам невероятные паровозики с вагончиками из дерева. Вырезал шахматы с нардами.
Знал все на свете, прямо ходячая советская энциклопедия. Мы ему с ребятами как-то с атласом допрос устроили- он все страны Африки со столицами назвал. 
Это был невероятно честный и порядочный человек.
Прямо олицетворение мужика, каким он должен быть в моем понимании.
Всю жизнь в трудных ситуациях я вспоминаю Лазаря Петровича и представляю, что сделал бы он.
ps Мы его только по имени называли. Поэтому, надеюсь фамилию и отчество правильно вспомнил, да это и не важно.

Прочитать ещё 4 ответа

Mr. Freeman — просветительский проект, учащий людей самостоятельно думать, или это псевдофилософский бред, и зрители ищут смысл там, где его нет?

Это как если бы взять весь сумбур, творящийся в голове шестнадцатилетнего человека и дать ему форму. Получится — это. Даже можно сказать проще. Главная мысль фримана: «Мама в детстве говорила, что будет так, а на самом деле оказалось не так».

В итоге весь контент — бесконечное утрирование, разоблачения, оскорбления, вранье и так далее. Но даже не это самое плохое, самое плохое то, что нового в этом — только сам стиль видеороликов (да и то не факт). Словами же ничего нового тут не сказано.
Давайте пройдемся по примерам:

«Ваша жизнь — сплошное вранье, порнуха, бытовуха, интернет-зависимость и сотово-мобильное рабство. Ну разве Я не прав?» — нет. Я, как и многие-многие из вас, вру достаточно редко, помимо порнухи имею дело и с противоположным полом, жизнь без бытовухи — жизнь бомжа, я, как и вы, могу обходится и без интернета, и без телефонов. Вот и весь фримен. Достаточно лишь капельки здравого смысла, чтобы он растворился. Что дальше у него?

«В стране этой делать нечего: здесь алкоголиков и дебилов больше, чем во всем мире людей. Экология ужасная, образования нет, нано-будущего — тоже. Тут без вариантов: валить и забыть, как страшный сон.» — обычная рашка-парашка, которая хуже всего в мире. Как свежо.

«Идея проста. Система контролирует вас, пока вы о-ди-на-ковые. Но если каждый начинает думать по-своему, у системы не хватит ни рук, ни методов, ни правил, чтобы отшлепать всех.» — ну тут классика, Борис с системой. Было миллион раз осмеяно, но, видимо, каждому поколению нужно через это пройти. Как говорится, новой школе — новый Колумбайн.

«А вот Родина меня поняла, потому что слышит и знает. И соответствующие службы мне уже прозрачно намекнули на мое место… Ну что, друзья мои, доорались?.. » — тут вообще без комментариев… В стиле воплей некоторых «аналитиков», что Кремль «скручивает» их просмотры на ютубе.

И все. Я честно думал, что у проекта много разных, пусть и заезженных мыслей, но нет, даже их мало. В большинстве роликов — просто поток сознания ни о чем.

Основная аудитория: люди, которым хочется интеллектуально побунтовать, но одновременно не слишком выходить из рамок (либо не хочется, либо не можется). Вы таких людей знаете: для них непопсовая музыка — это Курт Кобейн, непопсовый фильм — Реквием по мечте, непопсовая книга — 1984, непопсовый философ — Ницше, ученый — Стивен Хоккинг. Ну, вы поняли, типа одновременно «в теме», но и одновременно «не такой, как масса». Копнуть глубже — не про них. Ибо «копать» придется долго и трудно, а похвастаться — не перед кем, так как понимающая аудитория будет все уже и уже. Такие пироги.

Читайте также:  Котенка тошнит белой жидкостью

Прочитать ещё 3 ответа

Почему все страдающие и несчастные ищут ответы в религии? Ведь только трансгуманизм и превращение в биороботов лишит нас болезней и агрессивных инстинктов, сделав вечным, чистым разумом, верно?

Вопрос содержит ложный посыл. Во-первых, страдающие и несчастные ищут ответы в спиртном, в сладком, в книжках по саморазвитию, созданию бизнеса из дырки от бублика, в самоутверждении за счет унижения окружающих, рева в жилетки знакомых и иными разнообразными способами, лишь одним из которых является обращение к религии. Причем, они не столько обращаются к религии, сколько потакают своим фантазиям о том, как верующие люди должны подтирать им сопли.
Во-вторых, существование биороботов бессмысленно. Жизнь ценна эмоциями. Чистый разум, лишившись эмоций, лишиться стимула к мышлению.

Прочитать ещё 13 ответов

Все люди на свете это один и тот же человек который после смерти перерождается в другом временном отрезке и в другом теле. Весь мир это сбой или иллюзия созданная из бездны, пустоты. Как вам такое?

Такая теория была предложена на канале Kurtzgesagt, в видео под названием The Egg. Теоретически это предполагает абсолютное сочувствие каждому, познавшему такую истину(если это истина, разумеется). Логичность максимальна: это же ты сам! Но увы, такого нет ни у кого.

Отдельная проблема, если бы такое было бы правдой и кто-то(в любом времени, неважно когда) вспомнил бы все предыдущие жизни. Страшно представить его знания, так? Ведь то не один человек с его ничтожным мозгом. Это вообще все когда-либо познававшие этот мир. ВНИМАНИЕ, ОЧЕВИДНЫЙ ФАКТ: мозг точно не выдержит этого обьёма.

Вывод: ничего не меняет, и из этого странного варианта сансары ни ногой — иначе история разумных существ будет ограничена

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

Жан-Поль Сартр

Тошнота

Это человек, не имеющий никакой значимости в коллективе, это всего-навсего индивид.

Л. – Ф. Селин. «Церковь»

Посвящается Бобру[1]

Jean-Paul Sartre

LA NAUSEE

Перевод с французского Ю. Яхниной

Печатается с разрешения издательства Editions Gallimard.

© Editions Gallimard, 1938

© Перевод. Ю.Я. Яхнина, наследники, 2012

© Издание на русском языке AST Publishers, 2018

От издателей

Эти тетради были обнаружены в бумагах Антуана Рокантена. Мы публикуем их, ничего в них не меняя.

Первая страница не датирована, но у нас есть веские основания полагать, что запись сделана за несколько недель до того, как начат сам дневник. Стало быть, она, вероятно, относится самое позднее к первым числам января 1932 года.

В эту пору Антуан Рокантен, объездивший Центральную Европу, Северную Африку и Дальний Восток, уже три года как обосновался в Бувиле, чтобы завершить свои исторические разыскания, посвященные маркизу де Рольбону.

Листок без даты

Пожалуй, лучше всего делать записи изо дня в день. Вести дневник, чтобы докопаться до сути. Не упускать оттенков, мелких фактов, даже если кажется, что они несущественны, и, главное, привести их в систему. Описывать, как я вижу этот стол, улицу, людей, мой кисет, потому что ЭТО-ТО и изменилось. Надо точно определить масштаб и характер этой перемены.

Взять хотя бы вот этот картонный футляр, в котором я держу пузырек с чернилами. Надо попытаться определить, как я видел его до и как я теперь[2]. Ну так вот, это прямоугольный параллелепипед, который выделяется на фоне… Чепуха, тут не о чем говорить. Вот этого как раз и надо остерегаться – изображать странным то, в чем ни малейшей странности нет. Дневник, по-моему, тем и опасен: ты все время начеку, все преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду. С другой стороны, совершенно очевидно, что у меня в любую минуту – по отношению хотя бы к этому футляру или к любому другому предмету – может снова возникнуть позавчерашнее ощущение. Я должен всегда быть к нему готовым, иначе оно снова ускользнет у меня между пальцев. Не надо ничего[3], а просто тщательно и в мельчайших подробностях записывать все, что происходит.

Само собой, теперь я уже не могу точно описать все то, что случилось в субботу и позавчера, с тех пор прошло слишком много времени. Могу сказать только, что ни в том, ни в другом случае не было того, что обыкновенно называют «событием». В субботу мальчишки бросали в море гальку – «пекли блины», – мне захотелось тоже по их примеру бросить гальку в море. И вдруг я замер, выронил камень и ушел. Вид у меня, наверно, был странный, потому что мальчишки смеялись мне вслед.

Такова сторона внешняя. То, что произошло во мне самом, четких следов не оставило. Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень. Камень был гладкий, с одной стороны сухой, с другой – влажный и грязный. Я держал его за края, растопырив пальцы, чтобы не испачкаться.

Позавчерашнее было много сложнее. И к нему еще добавилась цепочка совпадений и недоразумений, для меня необъяснимых. Но не стану развлекаться их описанием. В общем-то ясно: я почувствовал страх или что-то в этом роде. Если я пойму хотя бы, чего я испугался, это уже будет шаг вперед.

Занятно, что мне и в голову не приходит, что я сошел с ума, наоборот, я отчетливо сознаю, что я в полном рассудке: перемены касаются окружающего мира. Но мне хотелось бы в этом убедиться.

10 часов 30 минут[4]

В конце концов, может, это и впрямь был легкий приступ безумия. От него не осталось и следа. Сегодня странные ощущения прошлой недели кажутся мне просто смешными, я не в состоянии их понять. Нынче вечером я прекрасно вписываюсь в окружающий мир, не хуже любого добропорядочного буржуа. Вот мой номер в отеле, окнами на северо-восток. Внизу – улица Инвалидов Войны и стройплощадка нового вокзала. Из окна мне видны красные и белые рекламные огни кафе «Приют путейцев» на углу бульвара Виктора Нуара. Только что прибыл парижский поезд. Из старого здания вокзала выходят и разбредаются по улицам пассажиры. Я слышу шаги и голоса. Многие ждут последнего трамвая. Должно быть, они сбились унылой кучкой у газового фонаря под самым моим окном. Придется им постоять еще несколько минут – трамвай придет не раньше чем в десять сорок пять. Лишь бы только этой ночью не приехали коммивояжеры: мне так хочется спать, я уже так давно недосыпаю. Одну бы спокойную ночь, одну-единственную, и все снимет как рукой.

Читайте также:  Почему утром тошнит а после завтрака нет

Одиннадцать сорок пять, бояться больше нечего – коммивояжеры были бы уже здесь. Разве что появится господин из Руана. Он является каждую неделю, ему оставляют второй номер на втором этаже – тот, в котором биде. Он еще может притащиться, он частенько перед сном пропускает стаканчик в «Приюте путейцев». Впрочем, он не из шумных. Маленький, опрятный, с черными нафабренными усами и в парике. А вот и он.

Когда я услышал, как он поднимается по лестнице, меня даже что-то кольнуло в сердце – так успокоительно звучали его шаги: чего бояться в мире, где все идет заведенным порядком? По-моему, я выздоровел.

А вот и трамвай, семерка. Маршрут: Бойня – Большие доки. Он возвещает о своем прибытии громким лязгом железа. Потом отходит. До отказа набитый чемоданами и спящими детьми, он удаляется в сторону доков, к заводам, во мрак восточной части города. Это предпоследний трамвай, последний пройдет через час.

Сейчас я лягу. Я выздоровел, не стану, как маленькая девочка, изо дня в день записывать свои впечатления в красивую новенькую тетрадь. Вести дневник стоит только в одном случае – если…[5]

Дневник

Понедельник, 29 января 1932 года

Со мной что-то случилось, сомнений больше нет. Эта штука выявилась как болезнь, а не так, как выявляется нечто бесспорное, очевидное. Она проникла в меня исподтишка, капля по капле: мне было как-то не по себе, как-то неуютно – вот и все. А угнездившись во мне, она затаилась, присмирела, и мне удалось убедить себя, что ничего у меня нет, что тревога ложная. И вот теперь это расцвело пышным цветом.

Не думаю, что ремесло историка располагает к психологическому анализу. В нашей сфере мы имеем дело только с нерасчлененными чувствами, им даются родовые наименования – например, Честолюбие или Корысть. Между тем, если бы я хоть немного знал самого себя, воспользоваться этим знанием мне следовало бы именно теперь.

Например, что-то новое появилось в моих руках – в том, как я, скажем, беру трубку или держу вилку. А может, кто его знает, сама вилка теперь как-то иначе дается в руки. Вот недавно я собирался войти в свой номер и вдруг замер – я почувствовал в руке холодный предмет, он приковал мое внимание какой-то своей необычностью, что ли. Я разжал руку, посмотрел – я держал всего-навсего дверную ручку. Или утром в библиотеке, ко мне подошел поздороваться Самоучка[6], а я не сразу его узнал. Передо мной было незнакомое лицо и даже не в полном смысле слова лицо. И потом, кисть его руки, словно белый червяк в моей ладони. Я тотчас разжал пальцы, и его рука вяло повисла вдоль тела.

То же самое на улицах – там множество непрестанных подозрительных звуков.

Источник

Но одинокого человека редко тянет засмеяться – группа приобрела для меня на миг острый, даже свирепый, хотя и чистый смысл. Потом она распалась, остался только фонарь, забор и небо – это тоже было все еще довольно красиво. Час спустя зажгли фонарь, поднялся ветер, небо почернело – и все исчезло.

Все это не ново; я никогда не чурался этих безобидных ощущений – наоборот. Чтобы к ним приобщиться, довольно почувствовать себя хоть капельку одиноким – ровно настолько, чтобы на некоторое время освободиться от правдоподобия. Но я всегда оставался среди людей, на поверхности одиночества, в твердой решимости при малейшей тревоге укрыться среди себе подобных – по сути дела, до сих пор я был просто любителем.

А теперь меня повсюду окружают вещи – к примеру, вот эта пивная кружка на столе. Когда я ее вижу, мне хочется крикнуть: «Чур, не играю». Мне совершенно ясно, что я зашел слишком далеко. Наверно, с одиночеством нельзя играть «по маленькой». Это вовсе не значит, что теперь перед сном я заглядываю под кровать или боюсь, что посреди ночи моя дверь вдруг распахнется настежь. И все-таки я встревожен: вот уже полчаса я избегаю СМОТРЕТЬ на эту пивную кружку. Я смотрю поверх нее, ниже нее, правее, левее – но ЕЕ стараюсь не видеть. И прекрасно знаю, что холостяки, которые сидят вокруг, ничем мне помочь не могут: поздно, я уже не могу укрыться среди них. Они хлопнут меня по плечу, скажут: «Ну и что, что в ней такого, в этой пивной кружке? Кружка как кружка. Граненая, с ручкой, с маленькой эмблемой – герб, в нем лопата и надпись «Шпатенброй».

Я все это знаю, но знаю, что в ней есть и кое-что другое. Ничего особенного. Но я не могу объяснить, что я вижу. Никому не могу объяснить. В этом все и дело – я тихо погружаюсь на дно, туда, где страх.

Среди этих веселых и здравых голосов я один. Парни вокруг меня все время говорят друг с другом, с ликованьем обнаруживая, что их взгляды совпадают. Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же. Стоит только посмотреть на выражение их лиц, когда среди них появляется вдруг человек с взглядом, как у вытащенной из воды рыбы, устремленным внутрь себя, человек, с которым ну никак невозможно сойтись во мнениях. Когда мне было восемь лет и я играл в Люксембургском саду, был один такой человек – он усаживался под навесом у решетки, выходящей на улицу Огюста Конта. Он не говорил ни слова, но время от времени вытягивал ногу и с испугом на нее смотрел. Эта нога была в ботинке, но другая в шлепанце. Сторож объяснил моему дяде, что этот человек – бывший классный надзиратель. Его уволили в отставку, потому что он явился в классы зачитывать отметки за четверть в зеленом фраке академика. Он внушал нам невыразимый ужас, потому что мы чувствовали, что он одинок. Однажды он улыбнулся Роберу, издали протянув к нему руки, – Робер едва не лишился чувств. Этот тип внушал нам ужас не жалким своим видом и не потому, что на шее у него был нарост, который терся о край пристежного воротничка, а потому, что мы чувствовали: в его голове шевелятся мысли краба или лангуста. И нас приводило в ужас, что мысли лангуста могут вращаться вокруг навеса, вокруг наших обручей, вокруг садовых кустов.

Читайте также:  Во время родов тошнит

Неужели мне уготована такая участь? В первый раз в жизни мне тяжело быть одному. Пока еще не поздно, пока я еще не навожу страх на детей, я хотел бы с кем-нибудь поговорить о том, что со мной происходит.

Странно, я исписал десять страниц, а правды так и не сказал – во всяком случае, всей правды. Когда сразу после даты я написал: «Ничего нового», я был неискренен – в действительности маленькое происшествие, в котором нет ничего постыдного или необычного, не хотело ложиться на бумагу. «Ничего нового». Просто диву даешься, как можно лгать, прикрываясь здравым смыслом. Если угодно, и в самом деле ничего нового не произошло, когда сегодня утром, выйдя из гостиницы «Прентания», по пути в библиотеку, я захотел и не смог подобрать валявшийся на земле клочок бумаги. Только и всего, это даже нельзя назвать происшествием. Но если говорить честно, меня оно глубоко взволновало – я подумал: отныне я не свободен. В библиотеке я тщетно старался отделаться от этой мысли. Решил убежать от нее в кафе «Мабли». Надеялся, что она рассеется при свете огней. Но она осталась сидеть во мне, гнетущая, мучительная. Это она продиктовала мне предшествующие страницы.

Почему же я о ней не упомянул? Наверно, из гордости, а может, отчасти по неуменью. У меня нет привычки рассказывать самому себе о том, что со мной происходит, поэтому я не могу воспроизвести события в их последовательности, не умею выделить главное. Но теперь кончено – я перечел то, что записал в кафе «Мабли», и мне стало стыдно: довольно утаек, душевных переливов, неизъяснимого, я не девица и не священник, чтобы забавляться игрой в душевные переживания.

Рассуждать тут особенно не о чем: я не смог подобрать клочок бумаги, только и всего.

Вообще я очень люблю подбирать каштаны, старые лоскутки и в особенности бумажки. Мне приятно брать их в руки, стискивать в ладони, еще немного – и я совал бы их в рот, как дети. Анни просто из себя выходила, когда я за уголок тянул к себе роскошный, плотный лист бумаги, весьма вероятно выпачканный в дерьме. Летом и в начале осени в садах валяются обрывки выжженных солнцем газет, сухие и ломкие, как опавшие листья, и такие желтые, словно их обработали пикриновой кислотой. А зимой одни бумажки распластаны, растоптаны, испачканы, они возвращаются в землю. А другое, новенькие, даже глянцевитые, белоснежные и трепещущие, похожи на лебедей, хотя земля уже облепила их снизу. Они извиваются, вырываются из грязи, но в нескольких шагах распластываются на земле – и уже навсегда. И все это приятно подбирать. Иногда я просто ощупываю бумажку, поднося совсем близко к глазам, иногда просто рву, чтобы услышать ее долгий хруст, а если бумага совсем мокрая, поджигаю ее, что вовсе не так просто, и потом вытираю грязные ладони о какую-нибудь стену или ствол.

И вот сегодня я загляделся на рыжеватые сапоги кавалерийского офицера, который вышел из казармы. Проследив за ними глазами, я заметил на краю лужи клочок бумаги. Я подумал: сейчас офицер втопчет бумажку сапогом в грязь – ан нет, он разом перешагнул и бумажку и лужу. Я подошел ближе – это оказалась страница линованной бумаги, судя по всему, вырванная из школьной тетради. Намокшая под дождем, она вся измялась, вздулась и покрылась волдырями, как обожженная рука. Красная полоска полей слиняла розоватыми подтеками, местами чернила расплылись. Нижнюю часть страницы скрывала засохшая корка грязи. Я наклонился, уже предвкушая, как дотронусь до этого нежного сырого теста и мои пальцы скатают его в серые комочки… И не смог.

Секунду я стоял нагнувшись, прочел слова: «Диктант. Белая сова» – и распрямился с пустыми руками. Я утратил свободу, я больше не властен делать то, что хочу.

Предметы не должны нас БЕСПОКОИТЬ: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны – вот и все. А меня они беспокоят, и это невыносимо. Я боюсь вступать с ними в контакт, как если бы они были живыми существами!

Теперь я понял – теперь мне точнее помнится то, что я почувствовал однажды на берегу моря, когда держал в руках гальку. Это было какое-то сладковатое омерзение. До чего же это было гнусно! И исходило это ощущение от камня, я уверен, это передавалось от камня моим рукам. Вот именно, совершенно точно: руки словно бы тошнило.

Четверг утром, в библиотеке

Только что, спускаясь по лестнице отеля, я слышал, как Люси в сотый раз плакалась хозяйке, продолжая вощить ступени. Хозяйка отвечала с натугой, короткими фразами – она еще не успела вставить зубной протез; она была полуголая, в розовом халате и в домашних туфлях. Люси, по своему обыкновению, ходила замарашкой; время от времени переставая натирать ступени, она выпрямлялась на коленях, чтобы взглянуть на хозяйку. Говорила она без передышки, рассудительным тоном.

– По мне, в сто раз лучше, если бы он бабником был, – говорила она. – Я бы на это рукой махнула, лишь бы ему вреда ни было.

Источник