На фап обратился больной 37 лет с жалобами на тошноту рвоту жидкий стул
№ п/п | Выполнение задания | Выполнил/ Не выполнил |
1 | 2 | 3 |
1. | Постановка диагноза. Предположительный диагноз. ОКИ, средней тяжести (возможно острый шигеллез). | |
2. | Обоснование При обосновании учтены: данные эпидемиологического анамнеза – употребление продуктов с неутонченными сроками хранения и правилами приготовления. Выделены синдромы: — интоксикации: фебрильная лихорадка, слабость, головная боль; — колита: схваткообразные боли внизу живота, больше слева, тенезмы, ложные позывы, спазмированная и болезненная сигмовидная кишка, многократный жидкий стул с большим количеством слизи и прожилками крови | |
3. | Тактика по отношению к пациенту: — необходима госпитализация в инфекционное отделение по клиническим и эпидемиологическим показаниям (больная относится к декретированной группе); — подача экстренного извещения (форма № 58) | |
4. | Принципы лечения: — режим полупостельный; — диета 4- соблюдение принципа механического щажения. Рекомендуют употребление продуктов, замедляющих перистальтику (черника, черёмуха, крепкий чай); вещества вязкой консистенции (слизистые супы, протёртые каши, творог и кефир, кисели); сухари; индифферентные вещества – паровые блюда из нежирного мяса и рыбы. Исключают жареные и жирные блюда, сырые овощи и фрукты; — регидратационная терапия (для оральной регидратации применяют «Регидрон», «Оралит»); — дезинтоксикационная терапия (витаминизированные растворы чередуют с солевыми); — энтеросорбенты («Смекта», «Полисорб», «Полифепан», активированный уголь и др.); — антибактериальная терапия (материал для бак. исследования берут до начала антибактериальной терапии) | |
5. | Рекомендации по профилактике ОКИ в очаге заболевания: — госпитализация или изоляция на дому; — проведение в очаге текущей и заключительной дезинфекции; — наблюдение за контактными 7 дней; — лабораторное обследование контактных |
Ситуационная задача 42
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
На ФАП обратился больной, 37 лет, с жалобами на тошноту, двукратную рвоту, жидкий стул 1 раз, слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение зрения.
Болен 2-ой день. Заболел остро. Накануне появились тошнота, была двукратная рвота, жидкий стул 1 раз. Сегодня состояние ухудшилось, стал видеть «как в тумане», появились неприятные ощущения в области сердца.
Общее состояние больного средней тяжести, температура тела 37,1°С. Голос имеет гнусавый оттенок. Поперхивается при глотании. Выявлено нарушение зрения, диплопия, опущение век.
В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены. Пульс 76 уд./мин., ритмичный, АД 110/70 мм рт. ст., живот мягкий, умеренно вздут, болезненный в эпигастрии. Мочеиспускание регулярное. Стул последний раз был накануне.
Эпидемиологический анамнез: за 10 часов до заболевания ел маринованные консервированные грибы домашнего приготовления. Головокружение и сухость во рту отмечает и жена, которая тоже ела грибы.
Эталон решения ситуационной задачи 42
№ п/п | Выполнение задания | Выполнил/ Не выполнил |
1 | 2 | 3 |
1. | Постановка диагноза. Предварительный диагноз. Ботулизм | |
2. | Обоснование. При обосновании учтено: — данные эпидемиологического анамнеза – употребление консервированных грибов домашнего приготовления, появление симптомов у жены, употребившей эти же грибы; — данные анамнеза: короткий диспепсический синдром, быстрое появление признаков неврологического синдрома. Выделены ведущие синдромы: — синдром интоксикации выражен умеренно, субфебрильная лихорадка; — короткий диспепсический синдром: тошнота, рвота, жидкий стул; — офтальмологический синдром: нарушение зрения, диплопия, птоз век; — неврологический синдром: нарушение глотания, неприятные ощущения в области сердца | |
3. | Тактика по отношению к пациенту: — промывание желудка до чистых вод, высокая очистительная клизма; — взятие проб (рвотных масс, промывных вод, испражнений, предполагаемых продуктов, которые привели к заболеванию) на бактериологическое исследование; — срочная госпитализация в инфекционный стационар; — подача экстренного извещения (форма № 58) | |
4. | Принципы лечения: — режим постельный, с приподнятым головным концом; — зондовое кормление; — этиотропное специфическое лечение (введение противоботулинической сыворотки по методу Безредко, доза зависит от тяжести заболевания) |
1 | 2 | 3 |
5. | Рекомендации по профилактике ботулизма в очаге заболевания: — соблюдение правил приготовления и храненияn продуктов; — перед употреблением консервов домашнегоn приготовления – кипячение 10 – 15 мин.; — при выявлении случаев заболевания проводится изъятие и лабораторный контроль подозрительныхn продуктов; — медицинское наблюдение 10 – 12 дней за контактными; — контактным вводится антитоксическая противоботулиническая сыворотка А, В и Е по 2 000 МЕ |
Ситуационная задача 43
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
Пациент К., 20 лет, студент колледжа, осмотрен фельдшером. Жалобы на повышение температуры до 39,10 С, головную боль, особенно в лобно-височной области, головокружение, незначительную светобоязнь, грубый, болезненный кашель, саднение, «царапанье» за грудиной. Носовое дыхание затруднено. Отделяемого из носа нет.
Заболел остро. Вечером температура резко повысилась до 39,10 С, появились описанные выше симптомы.
Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Температура 38,90 С. Голос с носовым оттенком. Лицо одутловатое, яркий румянец, сухость губ. Пальпируются подчелюстные лимфатические узлы 0,5 – 0,7 см, в зеве яркая разлитая гиперемия, на мягком нёбе точечные кровоизлияния. В лёгких жёсткое дыхание. По органам без выраженных изменений. Физиологические отправления в норме.
Дополнительно из анамнеза выяснено,что два студента из группы отсутствовали в этот день на занятиях по причине высокой температуры, кашля. Студент проживает в общежитии.
Вопросы:
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Обоснуйте ответ.
3. Определите тактикупо отношению к пациенту.
4. Определите принципы лечения.
5. Дайте рекомендации по профилактике.
Источник
Тема 1.4.Лечение пациентов инфекционного профиля.
Задача
На ФАП обратился больной, 37 лет, с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул 1 раз, слабость, сухость во рту, головокружение, нарушение зрения. Болен 2-й день.
Общее состояние больного средней тяжести, температура тела 37,1°С, в легких без патологии, пульс 76 уд/мин, ритмичный, АД 110/70, язык слегка обложен, суховат, живот мягкий, умеренно вздут, болезненный в эпигастрии. Голос имеет гнусавый оттенок. Поперхивается при глотании, выявлено ухудшение зрения, опущение век.
Эпиданамнез: за 7-8 часов до заболевания ел маринованные консервированные грибы домашнего приготовления. Головокружение и сухость во рту отмечала и жена, которая съела 1 грибок.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите возможные осложнения.
3. Перечислите дополнительные методы исследования, необходимые для уточнения диагноза.
4. Определите дальнейшую тактику фельдшера.
5. Продемонстрируйте технику постановки сифонной клизмы.
Эталоны ответов
1. Диагноз: “Ботулизм”. Короткий диспептический синдром, сухость во рту, быстрое появление признаков офтальмоплегического синдрома, дисфония, поперхивание при глотании, указание на употребление консервированных грибов домашнего приготовления, появление симптомов у жены, употребившей эти же грибы.
2. Причиной смерти при ботулизме является остановка дыхания. Наиболее частые осложнения: пневмония, миозиты, миопия.
3. Проводятся исследования на обнаружение экзотоксина ботулизма в рвотных массах, промывных водах желудка, испражнениях, крови, моче.
4. При подозрении на ботулизм необходимо:
а) промыть больному желудок до чистых промывных вод, поставить высокую очистительную клизму;
б) провести забор проб на бактериологическое исследование.
в) срочная госпитализация в инфекционный специализированный стационар, где будет введена противоботулиническая сыворотка;
г) подать экстренное извещение.
5. Техника постановки сифонной клизмы:
— объясните пациенту ход процедуры;
— приготовьте систему для сифонной клизмы, два стерильных толстых желудочных зонда, соединительную стеклянную трубку, воронку, емкость, вазелин, шпатель, емкость с водой ( 10 литров), емкость для промывных вод, перчатки, клеенку;
— наденьте перчатки, уложите пациента на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами;
— слепой конец зонда смажьте вазелином на протяжении 30 — 40 см;
— раздвиньте ягодицы пациента и введите слепой конец зонда в кишечник на глубину 30-40 см;
— подсоедините воронку и далее промывайте кишечник аналогично промыванию желудка, используйте закон сообщающихся сосудов, следите, чтобы вода уходила из воронки лишь до ее устья, чтобы в кишечник с водой не засасывался воздух, наливая воду, воронку удерживайте в несколько наклоненном положении;
— вылейте последнюю порцию промывных вод;
— медленно извлеките зонд;
— погрузите зонд и воронку в дез. раствором;
— снимите перчатки.
Задача
Фельдшер был вызван к больному, 37 лет. Больной жаловался на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболел накануне вечером, когда появились озноб, слабость, боли в животе, тошнота. Ночью была рвота съеденной пищей, а затем жидкий стул, водянистый, до 10 раз за ночь, температура 38,5°С, знобило, пытался промыть желудок. Накануне был в гостях вместе с женой. Ели салат, жена также жаловалась на недомогание, расстройство стула.
Объективно: состояние средней тяжести, бледный, пульс 96 уд/мин, ритмичный. АД 100/70, язык суховат. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул обильный, зловонный, темно-зеленого цвета, “болотная тина”, мочится.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Составьте план обследования.
3. Определите тактику фельдшера при лечении больного на дому.
4. Проведите дифференциальную диагностику с холерой.
5. Продемонстрируйте технику промывания желудка.
Эталоны ответов
1. Диагноз: “Сальмонеллез”. Должен возникнуть на основании признаков: интоксикация в сочетании с явлениями гастроэнтерита, а также эпид. анамнеза – одновременное заболевание 2-х членов семьи после употребления в пищу салата.
2. Провести объективное обследование, общий анализ крови: умеренный лейкоцитоз со сдвигом влево. Провести бактериологическое исследование рвотных масс, промывных вод желудка, кала, мочи. Посев проводят в ранние сроки.
3. Лечение больного возможно на дому при соблюдении всех принципов терапии. Удаление токсичного продукта из желудка – промывание желудка до чистой воды 2% раствором натрия бикарбоната или обычной кипяченой водой. После промывания желудка начать оральную регидратацию в объеме, соответствующем степени обезвоживания. Раствор подогревают до 38-39°С. Обязательное условие – наблюдение за больным в динамике.
4. При холере начало болезни с диареи, рвота присоединяется позже, нет выраженной интоксикации, нехарактерны боли в животе, испражнения водянистые, без запаха, “рисовый отвар”. Рвота без тошноты, фонтаном, температура тела нормальная, при развитии обезвоживания снижается.
5. Промывание желудка:
— через зонд больному вводится 200,0 мл чистой кипяченой воды +20°С. Собирают промывные воды в стерильную емкость с притертой крышкой для бактериологического исследования;
— через тот же зонд продолжить промывание желудка 810 л чистой воды или 2% раствором бикарбоната натрия;
— приготовить 810 л кипяченой воды, охлажденной до +20°С;
— надеть непромокаемый фартук на себя и на пациента;
— вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
— усадить больного с упором на спинку стула;
— определить расстояние, на которое должен быть введен зонд;
— встать справа от пациента, предложить ему открыть рот, положить на корень языка смазанный глицерином слепой конец зонда;
— предложить пациенту делать глотательные движения, продвигая при этом зонд до отметки;
— присоединить к зонду воронку и опустить ее до уровня желудка;
— налить в воронку 200 мл кипяченой воды;
— медленно поднять воронку на 1 м, когда вода достигнет устья воронки, опустить ее до уровня колен; повторить движение 2 раза и вылить жидкость в приготовленную стерильную емкость; закрыть ее пробкой;
— продолжить процедуру до полного использования приготовленной промывной жидкости, выливая промывные воды в таз;
— после окончания процедуры отделить воронку, извлечь зонд, погрузить их в дезинфектант;
— снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Задача
Больной С., 19 лет, обратился к фельдшеру ФАП с жалобами на непостоянные боли в животе, тошноту, кашицеобразный стул без слизи, плохой аппетит, слабость, потемнение мочи, желтушность склер. Заболел 6 дней назад, появилась тошнота, слабость, исчез аппетит, температура тела повысилась до 37,5°С, была однократная рвота, ноющие боли в правом подреберье.
Объективно: при осмотре температура 36,6°С, склеры глаз чуть желтушны, живот мягкий, умеренно болезненный в эпигастрии и в правом подреберье. Печень выступает на 1,5-2 см из-под реберной дуги, моча темная.
Из эпиданамнеза: был в контакте с больным братом вирусным гепатитом А две недели назад.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите дополнительные исследования, необходимые для уточнения диагноза.
3. Определите тактику фельдшера при выявлении больного.
4. Дайте рекомендации по лечению.
5. Продемонстрируйте технику забора крови на биохимическое исследование.
Эталоны ответов
1. Диагноз основывается на следующих данных: короткий преджелтушный период, протекающий по диспептическому варианту, признаки умеренной интоксикации, боли в правом подреберье и эпигастрии, увеличение печени, появление темной мочи, иктеричности слизистых оболочек. Эпиданамнез – контакт с больным вирусным гепатитом А.
2. С целью ранней диагностики вирусного гепатита следует определить активность аминотрансфераз. При исследовании мочи выявляются желчные пигменты.
3. При выявлении больного ВГА необходимо госпитализировать его в инфекционный стационар. Отправить экстренное извещение.
Провести наблюдение за очагом заболевания – 35 дней с момента контакта с больным. Иммуноглобулинопрофилактика подросткам, контактирующим с больным, проводится по эпидемиологическим показаниям (высокий уровень заболеваемости).
4. Следует рекомендовать “базисную терапию”: стол № 5, полупостельный режим, обильное, дробное питье до 2-2,5 л в сутки.
5. Объяснить пациенту смысл, необходимость и ход манипуляции.
Кровь для анализа берется натощак.
— надеть резиновые стерильные перчатки.
— наложить жгут на нижнюю треть плеча.
— обработать кожу локтевого сгиба.
— стерильной иглой пропунктируйте вену.
— обеспечьте сбор крови в сухую, чистую пробирку с самотеком. Количество крови из расчета 1 мл на 1 исследование.
— снимите жгут.
— место инъекции закройте стерильным ватным тампоном со спиртом. Место пункции контролируется не менее 3 минут.
Задача
К фельдшеру ФАП обратился больной, 40 лет, с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, отсутствие аппетита, слабость. Заболел 8 дней назад. Отметил снижение работоспособности, температуру не измерял, продолжал работать. Через 5 дней самочувствие ухудшилось. Температура повысилась до 38,2°С, усилилась слабость, головная боль. В последующие дни температура нарастала, головная боль усиливалась, отметил неприятное ощущение вздутия в животе, задержку стула.
При осмотре на 8-й день болезни состояние тяжелое, бледный, вялый. При осмотре кожи: на животе, и на груди обнаружены 3 элемента розеолезной сыпи. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Пульс 82 уд/мин (температура 39,6°С). АД 110/60. Язык сухой, обложен коричневым налетом (отпечатки зубов по краям). Живот при пальпации умеренно вздут, увеличение печени и селезенки.
Из эпиданамнеза: 2 недели гостил у родственников в деревне, где купался в пруду, ел немытые овощи и фрукты.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз..
2. Составьте план обследования.
3.Перечислите возможные осложнения.
4. Определите тактику фельдшера.
5. Продемонстрируйте забор крови на гемокультуру.
Эталоны ответов
1. Диагноз: “Брюшной тиф”. Постепенное начало со ступенеобразным повышением температуры тела, головной боли, снижение аппетита, метеоризм, вялость, характерный язык, увеличение печени и селезенки, относительная брадикардия, гипотония, розеолезная сыпь на 8-10 день болезни с локализацией на животе, груди, элементы единичные. Эпиданамнез: употребление немытых овощей и фруктов.
2. Провести объективное обследование и лаб. исследование. Общий анализ крови – лейкопения, лимфоцитоз, СОЭ ускоренная, анэозинофелия, тромбоцитопения. Бак. исследование крови, мочи, кала, желчи. Серологическое исследование – положительный титр 1:200 и выше.
3. Специфические осложнения связаны с морфологическими изменениями в желудочно-кишечном тракте – кишечные кровотечения, перфорация язвы кишечника и перитонит. Осложнения, связанные с развитием тяжелой интоксикации: инфекционно-токсический шок, коллапс. Осложнения, связанные с присоединением вторичной флоры: пневмония, отит, паротит.
4. При выявлении больного необходима обязательная госпитализация его в инфекционный стационар:
— подача экстренного извещения;
— проведение заключительной дезинфекции;
— мед. наблюдение за контактными в течение 25 дней с ежедневной термометрией,
— однократное обследование контактных на бактерионосительство;
— проведение сан. просвет. работы.
5. Для посева крови необходимо приготовить:
Оснащение: Шприц, стерильный лоток, ватные шарики, 70% спирт, клеенчатая подушечка, жгут, стерильные перчатки, желчный бульон.
1. Обработайте руки.
2. Надеваем стерильные перчатки.
3. Под локоть пациента подкладываем клеенчатую подушечку.
4. На среднюю треть плеча накладываем и завязываем жгут на рубашку или салфетку.
5. Просим пациента несколько раз сжать кулак, одновременно обрабатываем область локтевого сгиба последовательно 2 ватными шариками, смоченными спиртом.
6. Проверяем проходимость иглы и отсутствие воздуха в игле.
7. Берем шприц в правую руку: указательный палец фиксирует канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр.
8. Левой рукой натягиваем кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая ее к периферии, чтобы фиксировать вены ( кулак пациента сжат).
9. Не меняя положения шприца в руке, держа иглу срезом вверх, почти параллельно коже, прокалываем кожу и пунктируем вену, пока не ощутим попадания в пустоту.
10. Убеждаемся, что игла в вене, тянем поршень на себя — в шприце появится кровь, набираем необходимый объем крови (5 — 10 мл).
11. Развязываем жгут.
12. Прижимаем к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлекаем иглу
14. Просим пациента согнуть руку в локтевом суставе (ватку со спиртом оставляем на месте инъекции на 5 мин., а потом бросаем в дез. раствор).
15. Зажигаем спиртовку, в левую руку берем флакон с питательной средой. Мизинцем правой руки вынимаем ватную пробку из флакона.
16. Проводим через пламя спиртовки туда и обратно горлышко флакона.
17. Кровь из шприца вводим во флакон ( без пузырей).
18. Иглу шприца выводим из флакона и вновь прокаливаем горлышко флакона над пламенем спиртовки и закрываем ватной пробкой флакон.
19. Посев помещаем в термостат при Т= 37оС.
20. Шприц закладываем в дезинфицирующий раствор.
21. Снимаем перчатки.
Источник