Так не играть нас тошнит мультик

Выходит на экраны мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной — ремейк знаменитого фильма времен перестройки

Ян Шенкман

Сняв мультипликационную версию своего хита 1986 года, Данелия сам спровоцировал зрителя на сравнение. Лучше или хуже? Конечно, хуже. Раньше все было лучше и деревья были большими. Зачем «испортил легенду»? И вообще: мультик — это несерьезно. Вот раньше были шедевры, а теперь развлекуха и шоу-бизнес. Теперь так не умеют. И так далее.

82-летнему режиссеру, который не выпускал новых картин с 2000 года, уже давно не надо никому ничего доказывать. Качество любой его работы, в том числе и этой, предельное. Органика в каждом кадре, в каждом звуке, в каждом рисунке. Ни одной случайной реплики, все работает. Просто иначе, не так, как работало 27 лет назад. Но только дело тут не в Данелии, он физически не способен снять неправду. Дело в материале, в том, о чем он снимает. Галактика Кин-дза-дза за эти годы стала совсем другой. В 1986 году она выглядела очень реалистично снятой фантастикой, антиутопией. Это поражало, смешило, вызывало тревогу. К 2013-му фантастика окончательно вошла в нашу жизнь и уже не вызывает острых эмоций. Отсюда и мультипликация, и другие герои, и все прочие изменения. Новая, совершенно нереальная реальность требует новых средств.

Первое, что бросается в глаза: вместо привычных прораба дяди Вовы и недоучившегося студента Гедевана Александровича на планете Плюк оказываются всемирно известный виолончелист Чижов и начинающий диджей Толик Царапкин из Нижних Ямок. Это знаковая замена, теперь и вся линия конфликта строится по-другому. В 1986-м двое абсолютно нормальных людей попадали на планету, где все всех кидают, никто не говорит, что думает, каждый старается унизить другого. Расизм, взяточничество, безжалостная эксплуатация. Нелепость на нелепости, гадость на гадости. Просто какая-то Америка глазами передачи «Камера смотрит в мир». Взглянешь вокруг — сплошные «не наши люди».

В 2013-м «не наш человек» один. Мужчина во фраке, с интеллигентной речью. Все, что он умеет,— играть классику на виолончели, отчего местных просто тошнит: «Так не играть, нас тошнить». Подобную реакцию виолончелист, исполняющий Генделя, вызовет в любом подмосковном ресторане, для этого не стоило бороздить галактику. Разумеется, они предпочитают жалостливый дворовый шлягер «Мама, мама, что мы будем делать?» в диджейской обработке, с дешевыми спецэффектами.

Инопланетянин он, а все остальные как раз нормальные. Толик со своими вопросами типа «А трудно ли пролезть в шоу-бизнес?» и маниакальным желанием фотографировать все подряд, более нормален, чем он. А уж какой священный ужас вызывает Чижов, когда читает наизусть «Буревестника»! Это настолько неуместно, настолько не сочетается со всем остальным, что завораживает. Вот тут и проходит главный разлом: между человеком, который знает Горького (хотя бы), и теми, кто меряет все на местную валюту, на чатлы.

Такого человека необходимо унизить, поставить на колени, запереть в клетку, заставить играть какого-нибудь «Чижика-пыжика» на потеху уродам. Что и происходит. Нормальный порядок вещей восстановлен.

Еще одна важная деталь. Чижову с Плюка, собственно, и бежать некуда, некуда возвращаться. На Земле от него, недоделанного, ушла жена, в концертном зале вместо классики теперь играют пресловутую «Маму» и так далее. На Земле человек с виолончелью, знающий наизусть стихи, такой же изгой, как и на Плюке, разница практически стерлась. Мечты о прежней жизни теперь похожи на мечты старых эмигрантов вернуться в Россию 1913 года — году, скажем, в 1950-м. Нету уже той России, и мира того нет. Да и был ли он?..

За 30 лет сменился антураж, он не мог не смениться. Появились мобильные телефоны, гастарбайтеры, «пиратские» миражи, «шампунь вьетнамский настоящий». Но главное осталось. По-прежнему все всех кидают, унижаются перед малиновыми штанами, восхваляют великого ПЖ, а полицейский-эцилопп все так же напоминает повадками раскормленного гаишника. Народ все так же не говорит, что думает, и не думает, что говорит. И мораль та же: «Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать. Удовольствие!»

Но есть и принципиальная разница, ее нельзя не заметить. В 1986-м было жалко всех: Яковлева с его неповторимыми глазами, в которых замерло страдание, наивного дурачка Гедевана, хитрого по-крестьянски Леонова, пацаков, чатлан, людей, даже нелепого, напыщенного и вялого тогдашнего ПЖ — и то было жалко. Даже подлости тогдашние вызывали какое-то умиление. А сейчас не жалко уже ровным счетом никого. Сталь в глазах появилась. Хорошо сформулировали это пиарщики, придумавшие слоган «Ку! Кин-дза-дза: слезы высохли». Да, высохли. И теперь, как поет группа «Ленинград»: «Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его». Мультяшные игрушечные страсти, пластмассовые страдания. То, что 30 лет назад выглядело чудовищным, уже не вызывает ни сочувствия, ни особых переживаний. Это стало нормой — так чего же переживать.

И неслучайно Данелия заменил ключевую реплику фильма, которая в 1986 году считывалась безошибочно. Попав на планету, где нечем дышать, дядя Вова говорит напарнику: «Ты еще молодой. Может, что-нибудь переменится». Дескать, есть надежда, может быть, еще доживешь до лучших времен, до свободы. В 2013-м реплика звучит так: «Ты еще молодой, адаптируешься». Надежды уже нет. Единственный вариант — адаптироваться. Вот мы и адаптировались…

Один из самых добрых наших режиссеров снял очень недобрый мультик. Без жалости, без проблесков надежды, без слез. Но тут нету его вины. Как живем, так и снял. Мама, мама, что мы будем делать…

Источник

В прокат вышел «Джейсон Борн» — новый фильм шпионской франшизы, снова снятый трясущейся камерой. КиноПоиск разбирается, от каких еще приемов в фильмах зрителям становится физически плохо и почему.

Так уж получилось, что в кинотеатрах нас иногда тошнит, и не всегда это связано с качеством фильма. Есть целый ряд приемов, вызывающих у зрителей ощущение тошноты — от разных форматов изображения до манеры съемок. Так или иначе, но все они направлены на то, чтобы создать пресловутый эффект присутствия и помочь зрителю погрузиться в историю чуть более чем полностью. Не всегда, впрочем, этот благородный замысел воплощается идеально. И дело вовсе не в качестве исполнения, а в особенностях человеческого организма.

Читайте также:  Тошнит весь день крутит живот

Для создания эффекта присутствия кинематографисты прибегают к одной из двух крайностей: либо хирургически четкая картинка (HFR, IMAX), желательно еще и в 3D, либо же эпилептическая болтанка ручной камерой для пущей репортажности. Как же это все влияет на человеческий организм и откуда возникает ощущение тошноты?

Стереоскопическое укачивание

В форматах высокой четкости картинка выглядит настолько натуралистичной, что мозг отказывается в привычном режиме обрабатывать противоречивую информацию, поступающую из органов чувств. Этот эффект даже получил название киберболезнь (она же киберукачивание).

При просмотре фильмов в 3D, HFR или IMAX у зрителя может не только возникнуть тошнота, но еще и кружиться и даже болеть голова. Когда мы видим на большом экране четкую и динамичную картинку, наши глаза тут же вступают в контакт с мозгом и говорят ему, что тело находится в движении. То есть беззастенчиво его дезинформируют. Но тут подает голос вестибулярный аппарат и заверяет мозг, что положение тела в пространстве не меняется.

Это зеркальное отражение того, что происходит при обычном укачивании в транспорте. Если мы едем в автобусе и читаем книгу одновременно, глаза уверяют, что мы находимся в статичном положении, но жидкость во внутреннем ухе перекатывается туда-сюда, свидетельствуя о перемещениях тела, и у несчастного мозга снова случается разрыв шаблона. Андреа Бубка, профессор Колледжа святого Петра в Нью-Джерси, рассказала в интервью сайту LiveScience, что тошнота, вызванная при просмотре кино, — это всего лишь защитная реакция мозга на эти противоречивые сигналы.

Бубка проводила эксперимент в агрегате, который она сама назвала «тошнитором» (по-английски — vomitator). Это полый цилиндр без дна и потолка, внутрь которого сажают неподвижного человека. Затем цилиндр начинают крутить, а на его внутреннюю стенку проецировать разные изображения. Через несколько минут тошнота возникает абсолютно у всех, причем быстрее ощущение дискомфорта вызывают сложные и цветные картинки. Не тошнит только тех, у кого повреждено внутреннее ухо. Хотя в экспериментах Бубки выясняется, что этому эффекту больше подвержены женщины и определенные этнические группы. И это уже не говоря о людях, страдающих астигматизмом и прочими дефектами зрения.

Проще говоря, когда мы смотрим, например, «Аватар», наши визуальные органы восприятия убеждены, что мы летаем на разноцветных драконах между висячими скалами далекой планеты. При этом остальные чувства подсказывают, что мы сидим в неподвижном кресле. Конечно, такой эффект может наблюдаться и в 2D, но наш мозг, вероятно, еще не привык воспринимать гиперреальное трехмерное изображение как просто кино.

Миллион кадров в секунду

В 2012 году «Хоббит: Нежданное путешествие» стал первым фильмом, выпущенным в широкий формат в формате HFR, то есть со скоростью воспроизведения 48 кадров в секунду вместо привычных 24. После сеансов многие зрители жаловались на тошноту, а обозреватель Huffington Post Дэвид Шварц и вовсе писал, что «если это и есть будущее кинопоказа, то скоро в кинотеатрах придется выдавать специальные пакетики, как в самолетах».

В немом кино вообще не было единого формата, а 24 кадра в секунду устоялись только потому, что именно в такой скорости воспроизведения лучше всего удавалось записывать звук, сопровождающий изображение. Конечно, эксперименты с HFR проводились не один десяток лет, но раньше технология была слишком накладной, чтобы ее можно было использовать в массовом производстве. Поэтому стандарт с 24 кадрами все это время оставался неизменным.

По идее высокая частота воспроизведения изображения как раз должна вызвать противоположный эффект, ведь HFR сглаживает движение и избавляет от размытостей. Но более четкая картинка — еще один шаг к тому самому эффекту присутствия, который вызывает неразрешимый конфликт у головного мозга. К тому же в формате 48 кадров в секунду «Хоббит» выходил только в 3D, а это своего рода двойной удар по органам чувств, не до конца привыкшим к таким аттракционам.

Питер Джексон убежден, что за HFR будущее, и с ним согласен Джеймс Кэмерон, снимающий в этом же формате свои новые «Аватары». При этом «Хоббиты» вызывали не только тошноту и головокружение, но и провоцировали дебаты о художественной спорности такого визуального приема. Картинка якобы утратила кинематографичность и обрела эффект мыльной оперы, но в этом же до сих пор обвиняют и остальные форматы высокой четкости, включая телевидение 4K и blu-ray.

В интервью порталу The Vulture Роб Эллисон, профессор информатики Йоркского университета в Торонто, рассказал, что в восприятии визуальной информации большую роль играет привычка. «В кинотеатрах цвета не такие насыщенные, как на современных телевизорах и мониторах, — сказал Эллисон. — Движения не такие плавные, яркость не такая безупречная. Мы к этому приспособились и принимаем это как данность. Поэтому, когда мы видим проекцию, куда более близкую к реальности, чем мы привыкли, наш мозг взрывается и поднимает бунт. Такое нарушение нормы никогда не приживается сразу. Вспомните, как люди реагировали, когда в кино появился цвет».

При этом у тех, кто рос, играя в компьютерные игры в формате 60 кадров в секунду, привыкание к четкому изображению HFR не должно вызвать проблем. Эллисон также отметил, что кинематографистам придется качественнее строить декорации и накладывать грим, ведь на такой детальной картинке не утаишь огрехи вроде клея на бороде Иэна МакКеллена.

Довести даже съемочную группу

Еще один прием, вызывающий у зрителей тошноту, — это съемки ручной камерой. В отличие от HFR и 3D, это никакой не технический формат, а визуальный стиль. Хотя и к нему кинематографисты прибегают с целью создания все того же эффекта присутствия, а значит, это еще одна причина для несанкционированных страданий мозга.

Читайте также:  От чего можно тошнить кровью

Пожалуй, нигде ручная камера не тряслась так лихорадочно, как в фильме «Джейсон Борн», который на прошлой неделе вышел в российский прокат. Да, в свое время зрители выбегали из кинозалов, будучи не в силах досмотреть «Монстро», но там этот прием был более чем оправдан, ведь весь фильм стилизован под псевдодокументальную съемку любительской камерой, найденной в развалинах Нью-Йорка. Ручную камеру использовали многие — от Джона Кассаветиса до Ларса фон Триера, но репортажный стиль Пола Гринграсса в «Борне» подразумевает не только быстрое перемещение оператора вслед за актерами, но еще и короткий монтаж.

Даже статичные диалоги Гринграсс умудряется снабжать спонтанными наездами и легкой и назойливой болтанкой. Режиссер заставляет своих операторов работать так, будто Гаррет Браун в конце 1970-х не изобретал спасительный стедикам — устройство, позволяющее фиксировать ручную камеру и стабилизировать трясущееся изображение. Даже специалист по визуальным эффектам, принимавший участие в создании «Джейсона Борна», жаловался на сайте Reddit на то, что работать с этим материалом было невероятно сложно. «У них не было ни одного крепежа. В каждом кадре был дурацкий наезд, дурацкая тряска, дурацкие искажения, к тому же все было снято ночью», — писал недовольный юзер под ником orgazoiid. То есть, проще говоря, своим визуальным стилем Гринграсс вызвал головную боль не только у зрителей, но и у собственной съемочной группы.

Никакого удовольствия

Лихорадочная болтанка настолько довела кинолюбителя по имени Кит Уайли, что он даже создал специальный сайт Movie Hurl, где он призывает всех читателей выставлять рейтинги всем фильмам по части трясучести камеры. Например, у «12 лет рабства» всего лишь один балл, а у «Хардкора» — четыре из четырех возможных. Во вступительном слове Уайли написал: «Я не оспариваю мотивации режиссеров, которые используют ручную камеру. Это все же их творение, и они вправе портить его так, как их душе угодно. Но они при этом игнорируют серьезные физиологические проблемы большинства зрителей. Например, тошноту, связанную с функцией внутреннего уха. Таким образом, они не помогают нам насладиться фильмом в полной мере, а наоборот, полностью убивают весь процесс. И мы все пропускаем, смотрим не на экран, а в пол, пытаясь сдержать тошноту и не вывалить ужин на колени своего спутника».

Итак, при любых раскладах нас в кино тошнит только по одной причине: кинематографисты прибегают к разным ухищрениям ради создания эффекта присутствия. Есть подозрение, что они эти попытки не оставят, поэтому выхода два. Первый — игнорировать режиссерские изыски и технический прогресс и не ходить на фильмы с трясущейся камерой или слишком четкой картинкой. Второй — смириться и попытаться приспособиться если не к старым стилям, то хотя бы к новым форматам. Ведь как ни крути, а подлец человек ко всему привыкает.

Источник

Популярность — странная штука. С одной стороны, круто, когда вещь, которая тебе нравится, становится более популярной и большее число людей узнаёт о ней. С другой стороны, когда что-то становится слишком популярным и упоминания о нём звучат изо всех щелей, то тогда от одного упоминания даже хорошей игры будет тошнить.

С вами Zen|Games и сегодня мы поведаем вам о 5 играх, от упоминания которых уже тошнит. Мы не забываем про традиции, так что вас ждёт отвратный как Postal 3 юмор, бесполезный как пластмассовая вилка в пачке доширака дисклеймер и жирная как один «патриарх всея интернета» субъективность. В общем, всё как обычно. Наслаждайтесь!

Ах да, пока вы ещё с нами. Как вы уже, наверное, знаете, у нас появилась своя группа в VK. В ней вас ждут отборные раковые мемы, которые нам за еду делает зам. главредактора, эксклюзивные статьи вроде «Переоценки» на Fortnite, которая выйдет завтра и хорошее настроение на весь день. Ну а если вы любите подарки, то на кануне хэллоуина вас будет ждать конкурс, в котором вы сможете попытаться выиграть одну шикарную игру для ПК. Не упустите момент!

Ну и начнём мы, пожалуй, с игры, от одного упоминания которой у меня начинается нервный тик. Undertale стала феноменом для игровой индустрии сразу и в плохом и в хорошем смысле.

С одной стороны, это пусть и далеко не идеальная. но достаточно добротная «индюшка», которая смогла собрать вокруг себя огромнейшую фан-базу, получила множество высоких оценок и наград и продалась огромным тиражом.

Пожалуй, эта локация — лучший момент в игре для меня…

С другой стороны, фан-база Undertale — это её главная проблема. Это именно тот случай, когда фанаты сами губят свою игру. Эти ребята своим вездесущим присутствием и навязчивостью напоминают религиозных фанатиков, которые ну очень хотят поговорить с вами о вере. Наткнуться на фанатов этой игры можно практически под любым топом игр. В некоторых случаях, на них можно наткнуться даже, допустим, под топом шутеров.

В результате, из-за такой агрессивной «агитации» внести Undertale во все возможные топы и поиграть в неё, у неподготовленного ко всему этому геймера одно упоминание Undertale будет вызывать далеко не самые приятные ассоциации, а её форс везде где только можно и вовсе отбивает всякое желание даже пробовать сыграть в неё…

Ну и говоря про неадекватность фанатов, нельзя не упомянуть про «5 ночей». Я уже высказывался в достаточно негативном ключе об этой серии «игр» и от своих слов не отказываюсь. FNAF — серия невероятно посредственных, а в некоторых моментах и вовсе отвратных недо-хорроров про героев-аутистов, которые не могут догадаться до простых вещей вроде «спрятаться где-нибудь» или «валить к чертям из этого места, так как копеечная зарплата охранника явно не стоит того, чтобы ради неё тебя засунули в сраного робота прикончил сошедший с ума аниматроник». Однако, даже у такого куска кода нашлись свои фанаты, появившиеся не в последнюю очередь благодаря алчущим популярности ютуберам, которые очень фальшиво пугались унылых скримеров.

Если вас пугает такой дешёвый скример, то советую обратиться к врачу…

Читайте также:  Пропал аппетит после еды тошнит

И если первая часть ещё была чем-то действительно сносным, так как обыгрывала новую идею, то последовавшие за ней сиквелы вызывают у меня разве что недоумение и разочарование в подрастающем поколении геймеров.

Однако, сколько её не пытались хоронить, но эта «невеста Франкенштейна» ещё жива…К несчастью…До сих пор плодятся новые части этой уже всех порядком доконавшей франшизы и конвейер Скотта явно не спешит останавливаться. Ну а одно упоминание этой серии лично у меня уже вызывает не просто неприязнь, а рвотные позывы.

Так, давайте сразу расставим все точки над i. Ведьмак 3 — одна из моих любимых игр и я даже писал об этомв одной статье. Однако, «фанатики» этой игры меня просто достали. Даже сейчас, в 2019 году, из каждого чайника доносятся крики о великолепии The Witcher 3.

Безусловно, игра очень хороша и я не пожалел, что потратил время на сбор всех достижений. Да чего уж там, я точно вернусь в неё ещё не один раз, когда появится вдохновение. Однако, это явно не «Игра тысячелетия» и точно не «Лучшая RPG десятилетия». Нет, давайте будем серьёзны — ведьмак хорош по части сюжета, мира и всего такого, но по ролевой составляющей он достаточно серьёзно хромает.

Суровая ведьмачья доля…

Впрочем, беда скорее не в самой игре, сколько в её фан-базе. Достаточно много «фанатов» The Witcher 3 даже не брали в руки книги и узнали о серии только благодаря ажиотажу вокруг третьей части. Да, это вполне нормальный ход вещей, так как «Сага о Ведьмаке» до создания игр о ней была малоизвестной за пределами Польши. Однако, многие из этих «Фанатов» представляют из себя, уж простите, ещё тех лицемеров, которые «тащатся» не сколько по игре, сколько по её популярности. Ну вы понимаете, ситуация как с Marvel — из 10 фанатов киновселенной не факт что найдётся хотя бы парочка, которая читала комиксы и знает лор вселенной. Остальные же просто голосят на всю округу о своих фанатских чувствах дабы привлечь внимание к своей персоне…

Вернёмся ненадолго к теме отвращения. Fortnite с каждым годом всё больше и больше вызывает у меня отвращение. Нет, дело не в самой игре, так как она представляет из себя слепленный на коленке из ассетов PVE-песочницы баттл-рояль, который выстрелил непонятно из-за чего. Дело в нестихающем ажиотаже вокруг этой игры и её невероятно отвратном фан-сообществе. Серьёзно, среднестатистический фанбой «Форточки» — это малолетний дура…школьник, который просто подсел на игру из-за её популярности и потому что в неё играет его любимый ютубер или стример.

Пёстрый и цветастый графон + примитивный геймплей + куча скинов и свистоперделок — формула самой популярной среди детворы игры…

Хотя, пожалуй, причины моей ненависти к этой игре немного другие. А дело в том, что из-за необъяснимого успеха данной игры Epic Games стала творить чёрт пойми что. Полезла воевать со Steam, перестала разрабатывать игры, заморозив при этом новый Unreal Tournament и перестала развиваться, выбрав путь ленивого выкачивания денег из своих малолетних фанатов посредством скинов и свистоперделок в лутбоксах.

Один из наших «редакторов», услышав о том что игру «засосало в чёрную дыру» даже горестно усмехнулся и сказал, что теперь у него появилась ещё одна причина жить — посмотреть, как будут рыдать фанатики этой игры…

А теперь я покину вас на пару минут и быстро достану солнечные очки, так как очередной взрыв седалищ фанатов будет ослепительным. Да, я такой плохой и ужасный. Я вновь пинаю труп игры, которая была морально — устаревшей и мёртвой на момент релиза. Я вновь оскорбляю чувства верующих в Bethesda. Гоните меня, насмехайтесь надо мной.

А если серьёзно, то эта игра уже, скорее всего, достала всех кроме её фанатов. Да, возможно она была хитом пару лет после релиза, но сейчас пихать её в топы и расхваливать — это уже моветон. Её похвалили и облизали все кому не лень. Однако, фанаты по-прежнему восторгаются от величия Тодда и «шедевральности» Skyrim.

Логика? О чём вы?

Радуйтесь, ребята. Вы так активно расхваливали игру и продолжали так старательно упоминать её при каждом удобном случае, что вы, скорее всего, получите «ремастер» Skyrim под видом The Elder Scrolls VI. Ну а что? Тот-же старый как навоз мамонта движок, который практически не меняется с годами. Те же сценаристы, которые не могут слепить историю сложнее «Ты избранный, спасай мир». Та же сырость и кривизна, которую схавают из-за ажиотажа. Bon appetit! И это, попробуйте хоть немного развить критическое мышление, а не просто слепо нахваливать обожаемую вещь. В жизни пригодится…

А что вы думаете по поводу ажиотажа вокруг той или иной игры? Вас тоже раздражают незатыкающиеся фанаты той или иной игры, или вы считаете, что петь хвалебные оды игре даже спустя столько лет после её релиза — норма? У вас есть идеи для новых статей или вы просто хотите в очередной раз упомянуть, что я — хам, сноб и вообще не думаю о чужих чувствах? Пишите в комментариях!

Ну а если вы внезапно решите подбросить команде Zen|Games денег на существование, то можете воспользоваться этой совсем непримечательной формой. Впрочем, это дело добровольное…

Источник