Рвота сильная при ротавирусной
Содержание:
- Наш ребенок заболел
- Что это?
- Как избежать ротавируса?
- Чем кормить ребенка при ротавирусной инфекции?
- Симптомы ротавируса и лечение
- Подробности
На фоне полного здоровья у ребенка внезапно начинается острое кишечное расстройство: рвота и понос. Вы уверены, что малыш не мог съесть ничего «плохого». В чем же дело?
Наш ребенок заболел
День прошел как всегда. Анюту забрали из садика в хорошем настроении. По дороге домой мы покачались на любимых качелях, потом довольно бодро поиграли дома. Ничто не предвещало беды. Вот, правда, от ужина Аня наотрез отказалась. Попытались напоить ее хотя бы молоком с печеньем, и вдруг открылась рвота. Это произошло так внезапно, и рвота была такой обильной, что все мы испугались не на шутку. Слабость овладела малышкой моментально. Рвота почти не прекращалась, вслед за ней начался сильный понос. Через несколько минут Анюта уже пылала от жара, она то проваливалась в сон, то вскакивала. Глазами, полными слез, она смотрела на нас, как бы умоляя сделать хоть что-нибудь, чтобы облегчить ее страдания. «Мама! Ма-ма…» Тихонько постанывала, шевеля пересохшими губками. Даже пить не могла — плакала в ответ на наши мольбы сделать хоть глоточек. Через два часа в доме не осталось ни одного чистого полотенца, ни одной простыни. После нескольких клизм с травами, марганцем и физраствором рвота прекратилась… и Анечка наконец заснула.
Что это?
Возбудитель болезни — ротавирус — размножается в органах желудочно-кишечного тракта. Обычно, при высокой температуре, проявляются симптомы гастроэнтерита. Это, в первую очередь, рвота, она может быть неукротимой, порой мешающей малышу даже дышать. Если ребенок совсем маленький, грудничок, этот симптом может проявляться в виде обильных срыгиваний. У детей постарше рвота может сопровождаться болями в области живота. Для вирусной инфекции свойственна интоксикация организма больного, которая проявляется в вялости, слабости, недомогании и отсутствии аппетита. Также наблюдается резкое ухудшение стула с поражением слизистой тонкой кишки — стул становится водянистым, обильным.
Есть один нюанс течения ротавирусной инфекции, который родителям следует знать. Врачи объясняют: вирус размножается в стенках тонкой кишки, клетки которой имеют ворсинки, помогающие перевариванию, в первую очередь — углеводов; ротавирус разрывает эти ворсинки и отслаивает их от клеток слизистой, в связи с чем развивается полиферментативная недостаточность, и прежде всего, нарушается нормальный процесс переваривания молочного сахара, потому что снижается необходимое количество ферментов лактазы. Это очень актуально для малышей, находящихся на грудном вскармливании, практически в 100% случаев у них возникает лактазная недостаточность.
Иными словами: организм не принимает единственно возможную пищу — мамино молоко. К сожалению, с этим последствием вируса бороться гораздо труднее, чем с клиническими проявлениями инфекции: неукротимой рвотой и обильным стулом с большими потерями воды, электролитов, сахаров и солей. Обезвоживание организма, особенно у маленького ребенка, может произойти очень быстро. Зачастую, достаточно одного часа для того, чтобы состояние ребенка резко ухудшилось, если вовремя не принять необходимые меры.
Существует пять групп вирусов (А, B, C, D, Е). Чаще всего дети болеют вирусом группы А, но клинически отличить одну группу от другой почти невозможно. Обычно специалистов это интересует с эпидемиологической точки зрения при необходимости обследования детей во время крупных вспышек болезни в больничных учреждениях, родильных домах. Поставить диагноз ротавирусной инфекции довольно легко, однако следует иметь в виду и возможность течения бактериальных кишечных инфекций, иногда протекающих со сходным симптомокомплексом (например, сальмонеллез). Поэтому инфекционисты рекомендуют при наличии у ребенка рвоты и жидкого стула обязательно сдать анализ кала на кишечную группу. Если при осмотре ребенка на фоне кишечной дисфункции выявляются небольшая заложенность носа, легкое покраснение зева, покашливание, то эти симптомы только подтверждают наличие ротавирусной инфекции. Длительность заболевания — около недели. На 5-7-й день обычно обнаруживается клиническое улучшение состояния больного ребенка.
Как избежать ротавируса?
Многие родители хотят знать, где и как обычно происходит заражение, чтобы избежать риска и оградить своего ребенка от такой опасности. Это весьма проблематично, потому что, в целом, уровень организации санитарно-эпидемиологической защиты в нашей стране довольно низкий. Вирусом можно заразиться фекально-оральным способом, т. е. через грязные руки, немытые фрукты и овощи, неочищенную воду, — это самые распространенные способы. Однако исследования, проведенные в стационарах, показали, что инфекцией можно заразиться и воздушно-капельным путем. Как показывает практика, к этому вирусу очень высокая восприимчивость: при соприкосновении заражаются около 70% детей. Замечено, что чаще болеют в осенне-зимнее время, т. к. ротавирус любит холод. Во время похолодания наблюдаются вспышки заболеваний даже летом.
К сожалению, полностью оградить ребенка от ротавирусной инфекции очень трудно. Обычные общепринятые правила личной и домашней гигиены не могут быть абсолютными гарантами здоровья. Ротавирус очень устойчив даже при санитарной обработке и не боится большей части чистящих средств. Более того, переболевший им взрослый или ребенок может быть носителем инфекции еще около месяца, а иногда и дольше.
Тяжелее всего инфекцию переносят грудные малыши. К тому же у них обезвоживание организма может произойти очень быстро — уже через час-полтора после начала рвоты и поноса. Каждое новое кишечное расстройство, вызванное ротавирусом, протекает значительно легче. Однако статистика неутешительна: рано или поздно, каждый человек становится жертвой коварного ротавируса. Невольно вспоминается выцветший, старый стенд в детской поликлинике, не устающий напоминать каждому: «Чистота — залог здоровья!»
Чем кормить ребенка при ротавирусной инфекции?
Мы уже сказали, что ротавирусная инфекция сопровождается лактазной недостаточностью — неспособностью ферментов тонкой кишки расщепить молочный сахар. Поэтому во время острой фазы инфекции ребенку нежелательно употреблять молочные продукты.
Чаще всего, все ферментные функции постепенно восстанавливаются. Но иногда бывают случаи острой вторичной лактазной недостаточности, когда малыша приходится даже отлучать от груди из-за его неспособности усвоить материнское молоко. Однако в помощь мамам в аптеках есть синтезированный фермент лактаза, который, после консультации с педиатром, можно давать ребенку наряду с кормлением молоком. Таким образом вы избежите опасного для здоровья малыша прерывания грудного вскармливания.
Из рациона ребенка следует сразу же исключить все продукты, вызывающие брожение в кишечнике: фрукты, соки (любимое питье больных), фруктовое пюре. Когда пик заболевания пройдет, можно будет давать негустые каши на воде с небольшим добавлением молока и жидкое картофельное пюре. Допустимо будет и провернутое мясо.
Симптомы ротавируса и лечение
У ребенка неожиданно открылись неукротимая рвота, понос появилась слабость, головная боль, поднялась температура. Что делать? Конечно же, обратиться к врачу! Ведь самое страшное — это обезвоживание организма, особенно быстро наступающее у младенцев.
- Незамедлительно вызывайте неотложную детскую помощь.
- Пока «скорая» в пути, позаботьтесь, чтобы организм ребенка не терял драгоценную влагу. С рвотой уходит большое количество электролитов и минеральных солей. Поэтому, несмотря на рвотные позывы, давайте ребенку как можно больше пить. Даже если малыш сопротивляется, настойчиво пытайтесь напоить его из чайной ложки, пипетки или шприца. Небольшое количество жидкости, которое сможет попасть в желудок, не даст организму быстро утратить воду, т. к. будет всасываться очень быстро. Вы можете предложить ребенку слабозаваренный очень сладкий чай с небольшим количеством поваренной соли, незаметным для вкуса, но восполняющим (хоть в небольших количествах) утраченную организмом соль.
- Что касается медикаментозных средств, можно дать ребенку раствор регидрона. Этот порошок содержит все необходимые элементы, минеральные соли и витамины для того, чтобы поддержать организм в такой критический момент. Принимают один пакетик на литр воды для взрослых детей и четверть пакетика на бутылочку для малыша. Грудничка следует положить на бочок, чтобы он не захлебнулся рвотными массами.
- Дайте выпить ребенку какой-нибудь сорбент (активированный уголь или одно из современных сорбирующих средств). Сорбенты впитывают токсины, которые вызывает любая инфекция, и какое-то количество бурлящей жидкости, которая образуется в желудочно-кишечном тракте на фоне инфекции.
- Следует обязательно сделать длительный перерыв в кормлении (6-8-12 часов), т. к. твердая пища в любом виде будет вызывать рвотный рефлекс.
- Если приехавшая «скорая» собирается забрать вас с ребенком в стационар, значит, скорей всего, в борьбе с обезвоживанием нужны более серьезные средства. Если доктор оценил ваше состояние как удовлетворительное и разрешил остаться дома, следует продолжать начатое лечение и соблюдать рекомендации врача.
- Через два-три дня, после того как инфекционная буря в желудочно-кишечном тракте утихнет и состояние ребенка начнет улучшаться, следует добавить к лечению пробиотики. Это необходимо сделать для того, чтобы снова «заселить» кишечник ребенка полезными бактериями.
Подробности
По частоте заболеваний ротавирусная инфекция стоит на втором месте после ОРВИ. Возбудитель болезни получил свое название от латинского слова rota — «колесо», т. к. вирусные частицы под электронным микроскопом выглядят, как маленькие колесики с широкой «ступицей», двадцатью короткими «спицами» и круговым ободком.
Ротавирусы на различных объектах окружающей среды сохраняют жизнеспособность от 10-15 дней до 1 мес. (в зависимости от температуры и влажности), в фекалиях — до 7 мес. Болеют преимущественно дети в возрасте до 1 года, реже — до 6 лет; у взрослых болезнь встречается достаточно редко — в единичных случаях.
Джаннета Жаситите,
консультант: Инна Данилова, педиатр, канд. мед. наук
Статья предоставлена журналом «Мой кроха и я», № 1 2007 год
Недавно и мы переболели этой бякой, просто удивительно что об этом заболевании практически ничего не слышно и даже врачи в инфекционной больнице где мы лежали с 3-х месячной дочкой по-моему такого не знают, по крайней мере, мне никто не сказал что это ротавирусная инфекция, только порывшись в нете я что-то об этом заболевании нашла. Обычно если у ребенка рвота, понос, все сразу думают что съел что-то плохое, а оказывается это не всегда так. У меня сначала заболел старший ребенок — 4.8года, но у него все прошло в легкой форме — сначала поднялась неожиданно температура, потом он 1 раз вырвал, после чего температура сразу спала, а на следующий день он пропоносил, тоже один раз. Давала только активированный уголь и нифуроксазид пару дней, соблюдали диету. А через 3 дня среди ночи у младшей дочери началась сильная рвота, мы испугались и вызвали скорую — отравиться она ничем не могла — полностью на ГВ. Там поили водичкой, регидроном, давали тот же нифуроксазид — в первый день она еще 2 раза вырвала, на следующий день еще 1 раз, после чего нас положили под капельницу и сразу мы пошли на поправку, через 3 дня нас уже отпустили домой.
Интересен тот факт что у нас это заболевание довольно таки редкое а за границей — эпидемии.
2009-10-23, Галина76
а вы знаете, дорогие родители, что от этой страшней инфекции есть ВАКЦИНА, которая касается в ротик ребеночку и все! если он заболел, не дай Бог, то в легкой форме, не надо ложиться в эту дурацкую инфекционных!!!! но начать прививать надо с 1,5 месяцев. тогда к 6 малыш уже вакцинирован! но в нашей стране об этом не думают!!! АКДС, гепатит В пожалуйста! а тут реальная опасность смерти малыша от обезвоживания, судорог и остановки сердца, но нет! зачем нам еще и на это обращать внимание!!!! когда у моих деток будут свои детки, я обязательно расскажу им про эту вакцину, и пусть она не входит в календарь прививок, я посоветую привить их малышей, чтобы не дай Бога заболели. мои двойнята сейчас болеют((( Илюша поправляется ,а Гриша ток сегодня заболел((( Господи помоги, ну а я сделаю все возможное
2016-10-19, Наталья Козаренко
Два раза у нас был ротавирус, один раз даже в больницу попали, так как были совсем маленькие. У нас это рвота фонтаном, били в животе, температура, ребенок по 3 суток в тяжелом состоянии. Даже боится что то кушать, так как сразу рвота начинается. Конечно в первую очередь, даю сорбент, но не факт что он успевает подействовать, так как ребенок практически сразу начинается рвота. Температуру сбиваю свечами, и еще отлично нам помогает, обтирание охлаждающими салфетками t-control, они пропитаны ментолом и пантенолом, что помогает быстро, через кожные покровы вывести лишнее тепло.
2016-06-09, Диана0707
Моя доча переболела 2 мес. назад. Ей было 4 месяца. У меня до сих пор шок не прошел. Ее там привязывали к столу по 6 часов подряд под системой, кололи в голову. Боялась что наорет грыжу. Ручки до сих пор плохо поднимает — видать перетянули. Берешь ребенка на руки, а она даже обнять не может. Про стул вообще молчу — ни разу нормально еще не какала, запоры по 6 дней. Сдали кал — обнаружили Протеус. Теперь лечим. Про прикорм пока не заикаимся хотя надо.Ребенка жалко. Ухаживайте за детьми лучше, чтобы не сожалеть как я
2008-06-21, Динара
Моя дочь переболела ротовирусом в 9 месяцев. Это было более 5 лет назад. Последствия ощущаем до сих пор. У нас после инфекции были огромные проблемы с пищеварением. Постоянные диеты. Детский панкреатит. Сейчас врачи говорят «Израстаемся». все более менее нормализовалось и это все при том, что мы не запустили болезнь далеко и удержались от обезвоживания — я отпаивала ее регидроном 2- е суток не переставая. Я считаю, что проблеме отдается очень мало внимания хотя последствия огромны!
2008-06-06, Диана
У меня муж болел два года назад в тяжёлой форме, а дочка маленькая отделалась только рвотой после каждой еды три дня. А этой зимой родители переболели, очень тяжело. Благо, в больнице им таблетки выписали, одни, кажется, антибиотики, а другие — от рвоты. Рвота прекращается в тот же день, а ведь она больше всего изматывает… У нас в Штатах тоже каждую зиму целые эпидемии, очень опасная штука.
2008-06-06, Екатеринаа
Полнейший бред. Моя дочка только что переболела ротавирусной инфекцией. Рекомендации врача были кормить рисом, яблочным пюре, хлебом и бананом (BRAT diet) и конечно же грудным молоком. Грудное молоко спасло нас от обезвоживания. Моя педиатр говорит, что грудное молоко усваивается полностью, так же как pedialight.
2008-06-10, Лена
Всего 8 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ — èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè÷èíîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ðîòàâèðóñ, èìåþòñÿ òàêæå è äðóãèå íàçâàíèÿ — ðîòàâèðîç, ðîòàâèðóñíûé ãàñòðîýíòåðèò, êèøå÷íûé ãðèïï, æåëóäî÷íûé ãðèïï. Âîçáóäèòåëü ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè — âèðóñ èç îòðÿäà ðîòàâèðóñîâ (ëàò. Rotavirus). Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä èíôåêöèè — 1-5 äíåé. Ðîòàâèðóñ ïîðàæàåò êàê äåòåé, òàê è âçðîñëûõ, íî ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò ðåáåíêà, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â áîëåå ëåãêîé ôîðìå. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ çàðàçíûì ñ ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ðîòàâèðîçà è îñòàåòñÿ çàðàçíûì äî êîíöà ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (5-7 äíåé). ×åðåç 5-7 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå, îðãàíèçì âûðàáàòûâàåò ñòîéêèé èììóíèòåò ê ðîòàâèðóñó è ïîâòîðíîå çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò î÷åíü ðåäêî. Ó âçðîñëûõ ñ íèçêèì óðîâíåì àíòèòåë ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîâòîðèòüñÿ.
Ïóòè ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïóòü ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñà â îñíîâíîì ïèùåâîé (÷åðåç íåìûòûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè). Çàðàçèòüñÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé ìîæíî ñàìûìè ðàçíûìè ïóòÿìè, íàïðèìåð, ÷åðåç èíôèöèðîâàííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî ìîëî÷íûå (èç-çà ñïåöèôèêè èõ ïðîèçâîäñòâà). Ðîòàâèðóñû ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò â õîëîäèëüíèêå è ìîãóò æèòü òàì ìíîãî äíåé, õëîðèðîâàíèå âîäû èõ íå óáèâàåò. Ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1 ãîäà è ñòàðøå ðîòàâèðîç ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ïðè ïîñåùåíèè ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ è øêîë, òàê êàê â íîâîé îáñòàíîâêå èíûå âèðóñû è ìèêðîáû, ÷åì â äîìàøíåé îáñòàíîâêå èëè â êîëëåêòèâå, ãäå ðåáåíîê íàõîäèëñÿ äîëãîå âðåìÿ.
Ìîæíî îòíåñòè ýòó èíôåêöèþ è ê «áîëåçíÿì ãðÿçíûõ ðóê». Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó ðîòàâèðóñû âûçûâàþò âîñïàëåíèÿ è äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îíè, ïîäîáíî âèðóñàì ãðèïïà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ êàïåëüíûì ñïîñîáîì — íàïðèìåð, ïðè ÷èõàíèè.
Âèðóñ ïðîíèêàåò â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.  îñíîâíîì ïîðàæàåòñÿ ñëèçèñòàÿ òîíêîé êèøêè. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïîðàæàåò æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, âûçûâàÿ ýíòåðèò (âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà), îòñþäà è õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà.
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Âûäåëÿåòñÿ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (1-5 ñóòîê), îñòðûé ïåðèîä (3-7 ñóòîê, ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè áîëåçíè — áîëåå 7 ñóòîê) è ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå áîëåçíè (4-5 ñóòîê).
Äëÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè õàðàêòåðíî îñòðîå íà÷àëî — ðâîòà, ðåçêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, âîçìîæåí ïîíîñ, çà÷àñòóþ è î÷åíü óçíàâàåìûé ñòóë — â ïåðâûé äåíü æèäêèé æåëòûé, íà âòîðîé, òðåòèé äåíü ñåðî-æ¸ëòûé è ãëèíîîáðàçíûé. Ó áîëüøèíñòâà çàáîëåâøèõ ïîÿâëÿþòñÿ íàñìîðê, ïîêðàñíåíèÿ â ãîðëå, îíè èñïûòûâàþò áîëè ïðè ãëîòàíèè.  îñòðûé ïåðèîä îòñóòñòâóåò àïïåòèò, íàáëþäàåòñÿ ñîñòîÿíèå óïàäêà ñèë. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëåå êðóïíûå âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè â êàíóí ýïèäåìèè ãðèïïà, çà ÷òî îíî ïîëó÷èëî íåîôèöèàëüíîå íàçâàíèå — «êèøå÷íûé ãðèïï». Êàë è ìî÷à î÷åíü ñõîäíû ïî ïðèçíàêàì ñ ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà (ñâåòëûé êàë, òåìíàÿ ìî÷à, èíîãäà ñ õëîïüÿìè êðîâè).
×àñòî ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè è ïðèçíàêàìè ïî ïîðÿäêó: ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ âÿëûì, êàïðèçíûì, åãî òîøíèò óæå ñ óòðà, âîçìîæíà ðâîòà äàæå íà ãîëîäíûé æåëóäîê. Âîçìîæíà ðâîòà ñî ñëèçüþ. Àïïåòèò ñíèæåí, ïîñëå åäû íåîäíîêðàòíî ðâåò ñ êóñî÷êàìè íåïåðåâàðåííîé ïèùè, ðâîòà íà÷èíàåòñÿ è ïîñëå ïèòüÿ æèäêîñòè â êîëè÷åñòâå áîëåå 50 ìë. Íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ òåìïåðàòóðà è ê âå÷åðó òåðìîìåòð ìîæåò ïîêàçàòü óæå áîëåå 390Ñ. Ïðè çàðàæåíèè ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé òåìïåðàòóðà ñòîéêî ïîâûøåíà è «ñáèòü» åå òðóäíî, äåðæàòüñÿ ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà ìîæåò äî 5 äíåé. Ê ñèìïòîìàì ïðèñîåäèíÿåòñÿ æèäêèé ñòóë, ÷àùå æåëòîãî öâåòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì, ïðè ýòîì ìîæåò áîëåòü æèâîò. Ó ìàëûøåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò îáúÿñíèòü, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî áîëèò, ïðèçíàêîì áîëåé ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ è óð÷àíèå â æèâîòå. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ïëàêñèâûì è ðàçäðàæèòåëüíûì, õóäååò «íà ãëàçàõ», ñî âòîðîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ñîíëèâîñòü. Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè âñå ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç 5-7 äíåé è íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå, æèäêèé ñòóë ìîæåò äåðæàòüñÿ íåìíîãî äîëüøå.
Èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè, òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íû. Ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà î÷åíü ïîõîæè íà ïðèçíàêè äðóãèõ, áîëåå òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð îòðàâëåíèÿ, õîëåðû èëè ñàëüìîíåëëåçà, ïîýòîìó â ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû ó ðåáåíêà, ïîÿâëåíèÿ òîøíîòû è/èëè æèäêîãî ñòóëà íåìåäëåííî âûçîâèòå íà äîì âðà÷à. Ïðè áîëÿõ â æèâîòå âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü, äî ïðèõîäà âðà÷à îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ðåáåíêó íå äàâàòü!
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Âçðîñëûå òàêæå áîëåþò ðîòàâèðîçîì, íî íåêîòîðûå ìîãóò ïðèíÿòü åãî ñèìïòîìû çà îáû÷íîå âðåìåííîå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ (ãîâîðÿò, «÷òî-òî íå òî ñúåë»). Òîøíîòà è ðâîòà îáû÷íî íå áåñïîêîÿò, ìîæåò áûòü îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû è æèäêèé ñòóë, íî íå äëèòåëüíîå âðåìÿ. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó âçðîñëûõ ÷àñòî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî. Íåñìîòðÿ íà ñòåðòîñòü ñèìïòîìîâ, áîëüíîé îñòàåòñÿ çàðàçíûì âñå ýòî âðåìÿ. Áîëåå ëåãêîå ïðîòåêàíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî áîëåå ñèëüíûì èììóíèòåòîì, íî è áîëüøåé ïðèñïîñîáëåííîñòüþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ê òàêîãî ðîäà âñòðÿñêàì. Îáû÷íî åñëè â ñåìüå èëè â êîëëåêòèâå åñòü èíôèöèðîâàííûé, òî â òå÷åíèå 3-5 ñóòîê ïîî÷åðåäíî íà÷èíàþò çàáîëåâàòü è îñòàëüíûå. Ïðåäîòâðàòèòü çàðàæåíèå îò íîñèòåëÿ èíôåêöèè âîçìîæíî òîëüêî â ñëó÷àå àêòèâíîé èììóííîé ñèñòåìû.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Ïðåïàðàòîâ, óáèâàþùèõ ðîòàâèðóñ íå ñóùåñòâóåò, ïîýòîìó ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ñèìïòîìàòè÷åñêîå è íàïðàâëåíî íà íîðìàëèçàöèþ âîäíî-ñîëåâîãî áàëàíñà, íàðóøåííîãî ïðè ðâîòå è ïîíîñå è íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ áîðüáà ñ ðåçóëüòàòàìè âîçäåéñòâèÿ èíôåêöèè íà îðãàíèçì: äåãèäðàòàöèåé, òîêñèêîçîì è ñâÿçàííûìè ñ íèìè íàðóøåíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì.
Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî ðàññòðîéñòâà íè â êîåì ñëó÷àå íå äàâàòü ðåáåíêó ìîëîêî è ìîëî÷íûå, äàæå êèñëî-ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, â òîì ÷èñëå êåôèð è òâîðîã — ýòî îòëè÷íàÿ ñðåäà äëÿ ðîñòà áàêòåðèé.
Àïïåòèò ó ðåáåíêà ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò, çàñòàâëÿòü ðåáåíêà êóøàòü íå ñëåäóåò, äàéòå åìó âûïèòü íåìíîãî êèñåëÿ (äîìàøíåãî, ñâàðåííîãî èç âîäû, êðàõìàëà è âàðåíüÿ), ìîæíî ïîïîèòü êóðèíûì áóëüîíîì. Åñëè ðåáåíîê íå îòêàçûâàåòñÿ îò åäû, ìîæíî ïîêîðìèòü åãî æèäêîé ðèñîâîé êàøåé íà âîäå áåç ìàñëà (íåìíîãî ïîäñëàñòèòü). Ãëàâíîå ïðàâèëî — äàâàòü åäó èëè ïèòüå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè ñ ïåðåðûâîì, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðâîòíûé ðåôëåêñ. Â äíè ñ ñèëüíîé ðâîòîé èëè ïîíîñîì íóæíî âîñïîëíèòü îáúåì æèäêîñòè è ñîëåé, âûìûòûõ ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè.
Òåìïåðàòóðó íèæå 380Ñ ñáèâàòü íå ñëåäóåò, åñëè áîëüíîé åå ïåðåíîñèò óäîâëåòâîðèòåëüíî. Ñáèòü òåìïåðàòóðó âûøå 380Ñ ïîìîãàþò âëàæíûå îáòèðàíèÿ ñëàáûì âîäî÷íûì ðàñòâîðîì — îáòèðàòü íóæíî âñå òåëî ðåáåíêà öåëèêîì, íå äîïóñêàÿ ïåðåïàäà òåìïåðàòóðû ìåæäó ó÷àñòêàìè òåëà, ïîñëå îáòèðàíèÿ íàäåòü íà íîãè òîíêèå íîñî÷êè. Ðåáåíêà ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé íå êóòàòü.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Îñîáîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåòñÿ. Ïðè âûðàæåííûõ ñèìïòîìàõ ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå. Íå äîïóñêàéòå êîíòàêòà ñ äåòüìè âî âðåìÿ çàáîëåâàíèÿ ðîòàâèðîçîì, ÷òîáû íå çàðàçèòü èõ.
Îñëîæíåíèÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåç îñëîæíåíèé. Åñëè íå ïîèòü ðåáåíêà ñ ðâîòîé è ïîíîñîì ÷àñòî, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé äî ãîäà, âîçìîæíî îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé êèøå÷íîé èíôåêöèè è áîëåçíü áóäåò ïðîòåêàòü åùå áîëåå òÿæåëî. Îáÿçàòåëüíî ñëåäèòå çà òåìïåðàòóðîé òåëà ðåáåíêà, äëèòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå 390Ñ âåäåò ê îòìèðàíèþ êëåòîê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ëåòàëüíûé èñõîä íàáëþäàåòñÿ â 2-3 % ñëó÷àåâ, â îñíîâíîì ñðåäè äåòåé ñ îñëàáëåííûì çäîðîâüåì. Ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ ïåðåíåñåííàÿ ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ íå âëå÷åò íèêàêèõ äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé è ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé.
Ïðîôèëàêòèêà ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
 êà÷åñòâå ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà ïðîòèâ ðîòàâèðóñà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé âàêöèíàöèè.
Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ðîòàâèðîçà íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ñóùåñòâóåò äâå âàêöèíû, ïðîøåäøèå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ. Îáå ïðèíèìàþòñÿ îðàëüíî è ñîäåðæàò îñëàáëåííûé æèâîé âèðóñ. Ðîòàâèðóñíûå âàêöèíû â íàñòîÿùåå âðåìÿ äîñòóïíû òîëüêî â Åâðîïå è ÑØÀ.
Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì (ìûòü¸ ðóê, èñïîëüçîâàíèå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷¸íîé âîäû).
Источник