Рвота от саб симплекса

Вам 3 недельки? Возможно, что
у вас
колики…

Психолог-перинатолог
Ж. В.
Цареградская

Статья
опубликована в журнале
«Лиза. Мой
ребенок» август 2001 г.

У крохи
колики!

Что такое
«колики»

Ни один
новорожденный или грудной ребенок не
пожаловался врачу «Доктор, у меня болит
живот!». Поэтому диагноз «колики» это не
боли в животе, а характерное поведение
ребенка. «Коликами» называют
продолжительный непрекращающийся плач
ребенка в определенное время дня, а чаще
вечером. При этом ребенок может подтягивать
ноги к животу и сучить ими, как будто болит
живот. Может показаться, что ребенок хочет
сосать, но от груди он отказывается и его
бывает трудно успокоить. У детей с подобной
картиной плача может быть активное
пищеварение и выход газов. Однако, и в
спокойном состоянии у них наблюдаются
бурления в животе и выход газов, которые не
вызывают плача. Обычно при более подробном
исследовании состояния такого ребенка
причина плача остается не ясной. Такое
состояние называется «колики».

Что болит у
малыша?

Родители всегда
связывают поведение ребенка при коликах
(сучит ногами, начинает плакать при выходе
газов и т.д.) с болью в животе. Они даже не
подозревают, что у ребенка в отличие от
взрослого нет локализации боли. Это
означает, что когда у новорожденного боль
возникает, например, в локте — он ощущает,
что у него болит вся рука и даже все тело.
Поэтому при боли в любой части тела ребенок
ведет себя одинаково, — ведь болит он весь.
Например, когда ребенку берут кровь из
пальца, и болит его палец, он плачет,
кричит, сучит ногами и вскидывает руками.
То же самое он делает, когда у него берут
кровь из пяточки. Поэтому по поведению
ребенка в ответ на болевой раздражитель,
который скрыт от глаз взрослого, нельзя с
точностью сказать, что именно у малыша
болит. Почему же все решили, что у ребенка
болит животик?
Мы решили
разобраться поподробнее в этой проблеме и
решили понаблюдать за закономерностями
появления «колик». Благодаря тщательным
наблюдениям удалось установить, что
беспричинный плач появляется у малышей при
перепаде атмосферного давления, когда
меняется погода. Беспокойно ведут себя дети
перед грозой, в ветреную погоду, в
пасмурную и дождливую погоду при
значительном понижении атмосферного
давления. При еще более детальном
рассмотрении вопроса мы выяснили, что такое
поведение чаще всего появляется у детей в
двух случаях: при не вполне благополучном
рождении и при диагнозе «повышение
внутричерепного давления».
Анализ
состояния взрослых людей в трудные дни,
когда дети страдали «коликами», показал,
что практически все метеочувствительные
люди страдали головной болью или переживали
приступы мигрени. Из этого вытекает вывод,
что загадочные «колики» — это грудничковая
мигрень. Любой взрослый, который хотя бы
раз в жизни переносил приступ мигрени,
хорошо поймет, как чувствует себя грудной
ребенок во время головной боли. При
головной боли у грудничка, так же как и у
взрослого человека, усиливается
перистальтика, может возникнуть тошнота,
дурнота, рвота и расстройство желудка. Во
время сосания и бурлений в животе головная
боль у крохи усиливается, именно с этим и
связано усиление его плача при выходе газов
и, когда мама предлагает ему взять грудь.
Поскольку мигрень связана с желудочными
явлениями, все решили, что «колики» — это
боль в животе. Так возник миф о том, что у
ребенка болит живот.

Кто
страдает
«коликами»

Интересно,
что «колики» — это привилегия исключительно
цивилизованного человека. Ни в одном
первобытном обществе такое поведение детей
неизвестно. Отсутствие «колик» у детей тех
народов, которые сохранили первобытную
культуру, заинтересовало многих
исследователей. Благодаря чему удалось
выяснить, что естественные роды, хороший
физиологически обоснованный уход и грудное
вскармливание, когда мать кормит малыша по
требованию — это надежная защита от
«колик».
Мы решили проверить, так
ли плох цивилизованный человек? Неужели он
не в состоянии избавить свое дитя от
головной боли? Чтобы провести такую
проверку мы организовали несколько десятков
естественных не медикаментозных родов,
которые шли безболезненно, как и положено в
природе. Затем мы обучали маму
физиологическому уходу и грудному
вскармливанию, когда мама отвечает на любой
сигнал ребенка, и часто прикладывает его к
груди. Все женщины с первых дней освоили
все необходимые навыки, которые отличают
хорошую мать. И каков же результат? Ни у
одного ребенка «коликов» не оказалось.
Исходя из этого, мы заключили, что
современные мамы, не хуже первобытных могут
обеспечить своему ребенку хороший уход,
если их научить. Если у мамы роды прошли
без вмешательств и боли, она кормит грудью
и грамотно ухаживает за малышом, то он не
будет страдать мигренью. Просто далеко не
все современные мамы могут обеспечить для
своих детей такую базу
здоровья.

Что же
делать?

Это вполне
естественный вопрос. Если женщина еще
беременна, то ей стоит постараться
обеспечить себе нормальные роды без
вмешательств — не в воду и не в клинике.
Любые отклонения от естественного хода
родов, определенного биологией человека,
приводят к неблагополучию ребенка. Согласно
обширной статистике медикализированные
роды, проведенные в клинике, приводят в
первую очередь к химической травме
рождающегося ребенка, а это обязательно
скажется на состоянии его здоровья.
Стимуляция родовой деятельности и
обезболивание родов — это 100% вероятность
травматизации плода, которая впоследствии
приводит к грудничковой мигрени. Водные
роды, несмотря на широкую пропаганду этого
метода, приводят к стрессу новорожденного.
А последующие упражнения беби-йоги и
динамической гимнастики, плаванье и
проныривание приводят к повышению у ребенка
внутричерепного давления и даже
гидроцефалии. В результате дети страдают не
только «коликами», выражающимися в
неутешном плаче и пенистом стуле, но и в
нарушениях сна. Перенеся подобное
обращение, малыш постоянно находится в
тревожном состоянии и просто не может
позволить себе заснуть.
Следующее,
о чем стоит позаботиться будущей маме — это
заблаговременно найти возможность обучиться
грамотно ухаживать за крохой и наладить
полноценное грудное вскармливание. Если
маме повезло, и она смогла родить своего
малыша с минимальной травмой, то обучение
физиологически обоснованному уходу поможет
сохранить здоровье и психоэмоциональный
комфорт ребенка. В этом случае грудничковой
мигрени удастся избежать. Если роды
оказались неудачными, и здоровье ребенка
уже пострадало, материнский профессионализм
поможет справиться с болезненными
состояниями крохи и свести их до возможного
минимума.

Нужно ли
лечить «колики»?

Хочется
предостеречь мам и будущих и состоявшихся,
что при «коликах» ребенку не помогает
укропная водичка, «Эспумизан» и другие
средства «для животика». Напротив, они
только ухудшают состояние малыша, нарушая
естественный баланс в его пищеварительной
системе. Ведь желудочно-кишечный тракт
ребенка рассчитан только на материнское
молоко, — все инородные продукты травмируют
его и приводят к самым разным расстройствам
в дополнение к уже существующим проблемам.
Малыш впервые бывает готов к получению
инородных продуктов лишь к 6 месяцам.
Поэтому для ребенка, страдающего
грудничковой мигренью, особенно актуально
полноценное грудное вскармливание. Это
избавит его от лишних желудочных страданий.
Но, самое главное, материнское молоко
способствует нормальному росту и даже
восстановлению нервной системы младенца.
Именно поэтому исключительно грудное
вскармливание без допаивания и
докармливания малыша до 6 месяцев,
прикладывание к груди по первому писку или
признаку беспокойства является
профилактикой «колик».
И еще, ни в
коем случае не используйте газоотводные
трубочки и клизмы. Будьте милосердны к
детям. Ложное мнение, что эти средства
«помогают» ребенку заставляют многих мам
использовать этот варварский метод. Однако
мамам следует знать, что газоотводная
трубка не облегчает головную боль, зато
приводит в будущем к сексопатологиям,
например, гомосексуализму. Многие родители
впадают в заблуждение, считая, что эти
средства приносят облегчение, поскольку у
ребенка постепенно наступает привыкание и
раздражение ануса начинает доставлять ему
удовольствие.

Когда
наступит
избавление?

Если
«колики» сохраняются при налаженном
грамотном уходе и грудном вскармливании —
нужно просто ждать. К трем месяцам головные
боли у ребенка, связанные с перепадом
атмосферного давления и изменениями
электромагнитного фона, практически
проходят или, по крайней мере, становятся
менее активными. С этого времени малыш
начинает значительно меньше плакать.
Окончательно ребенок освобождается от
головных болей к 6 месяцам. Это происходит
всегда, без какого бы то ни было
лечения.

Ж. В.
Цареградская,психолог-перинатолог
Статья
опубликована в «Маминой
газете»
№3, 7 апреля 1999
г.

О чём плачет ваш
ребёнок?

В последнее
время часто нахожу в Интернете всевозможные
советы родителям. Одно из таких писем —
«Руководство для начинающего отца, или 17
способов успокоить орущее чадо» — заставило
меня высказаться.
Из «17
способов…» несколько действительно
продиктованы здравым смыслом (распеленать
ребенка и снять с него памперс; положить к
маме под бочок и дать грудь). Большинство
же советов вызваны, в лучшем случае,
раздражением уставшего родителя, в худшем —
убеждением «С ним (с грудным ребенком)
можно делать что угодно — он не
сломается!». Поэтому предлагается: не
подходить к нему, прикрикнуть, шлепнуть,
облить холодной водой, подбросить к потолку
или подержать вверх ногами — и только в
самую последнюю очередь попытаться,
наконец, установить и устранить причину
плача.
«Чем бы дитя ни тешилось —
лишь бы не плакало» — думают родители,
изобретая средства занять плачущего
ребенка, чтобы он не мешал им заниматься
своими делами. Однако народная мудрость,
давшая жизнь этой пословице, в другом:
ребенок вообще не должен
плакать.
Возможно ли это?
Теоретически да. Плач — единственная
возможность новорожденного сообщить матери
о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный
младенец не будет плакать, если устранены
все вероятные причины его дискомфорта. Вот
основные причины плача
новорожденного:
• необходимость в
физическом контакте с матерью;

желание взять грудь, удовлетворить
сосательный рефлекс;
• желание,
чтобы его покачали;
• желание
заснуть, чувство усталости;

необходимость опорожнить кишечник или
мочевой пузырь;
• ощущение
холода;
• недомогание
(внутричерепное давление, гипертонус,
гипотонус, повышенная возбудимость, начало
инфекционного или простудного заболевания,
кожные заболевания или опрелости,
физиологические явления адаптационного
периода — боли в животе, телесный
дискомфорт),
• повышенная
чувствительность кожи;
• тревога
или испуг, неудовлетворенность контактом с
мамой или окружением;
• реакция
на геомагнитные или атмосферные явления,
фазы Луны.
Как же на практике
вырастить ребенка без плача? Рассказывает
антрополог, автор книги «Наши дети, мы
сами» Мередит Смолл:

«Американская или европейская
мать откликается на плач своего ребенка в
среднем через одну минуту — обычно она
берет его на руки и успокаивает. Дети,
появившиеся на свет там, где еще
сохранилась первобытная цивилизация, плачут
так же часто, но по времени — вдвое меньше.
Отклик африканской матери происходит через
10 секунд и заключается в том, что младенца
подносят к груди: там детей кормят около 4
раз в час, без всякого
расписания»,
Что дает такой
быстрый отклик матери? Плач — просьба
малыша о помощи — не остается без внимания,
и это формирует у ребенка благоприятное
впечатление о мире, который он осваивает.
Чем быстрее мать приходит ребенку на
помощь, тем меньше страдает его нервная
система,
Итак, что делать
родителям, если ребенок плачет?
1.
Взять малыша на руки и дать
грудь.

Если ребенок не
успокаивается или отказывается взять грудь
— выяснить причину плача. Для этого:

2. Предложить ребенку сходить
по-большому или по-маленькому, или поменять
пеленки, если он уже все сделал сам.

3. Попробовать покачать и уложить
спать.
4. Устранить раздражители
кожи: проверить одежду или пеленки, нет ли
опрелостей или высыпаний, проверить
состояние спального места.
5.
Если ребенка кормят грудью, исключить воду
и другие вводимые продукты.
6.
Ребенок может реагировать на раздражение
мамы или общую недоброжелательную
обстановку в семье. Маме и окружающим надо
успокоиться и по возможности устранить
источник раздражения.
Эти меры не
дают результата?
Вероятно, малыш
испытывает недомогание — надо вызвать
врача.
Возможно, родители
неправильно ухаживают за младенцем — нужна
консультация
психолога-перинатолога.
В ожидании
специалистов носите ребенка на руках, часто
прикладывайте к груди, меняйте пеленки и
следите за кожей — эти меры в любом случае
улучшают состояние младенца.

Источник

Комментарии


Кешишян Е.С., Руководитель Центра коррекции развития детей раннего возраста, д.м.н. Бердникова Е.К., врач-неонатолог
Источник: Врачебный контроль за здоровьем ребенка. Настольная книга врача-педиатра. Департамент здравоохранения г. Москвы, 2010.
Читать в формате PDF.

Особенности желудочно — кишечного тракта новорожденного ребенка во многом обусловливают специфику его адаптации к увеличивающемуся день ото дня объему энтерального питания. Пищевод достигает 10-12 см в длину и до 8 мм в ширину. Слизистая оболочка пищевода имеет хорошо выраженную складчатость, приводящую к полному смыканию его стенок в состоянии покоя. Физиологические сужения выражены слабо. Вход в желудок зияет. Последнее обусловлено многими причинами, основными из которых являются несовершенство нервного аппарата и особые топографо-анатомические взаимоотношения пищевода и желудка в этом периоде.

Иннервация кардиального отдела пищевода осуществляется нейробластами, находящимися в ранней стадии развития, которые слабо обеспечивают замыкание кардиального отверстия. В течение первых месяцев жизни ребенка в пищеводе продолжается дифференцировка нейронов, которая заканчивается только к 20 году жизни.

Брюшная часть пищевода у новорожденных расположена на 1-2 позвонка выше, чем у детей старшего возраста, слабое развитие слизистой и мышечной оболочек пищевода и кардиальной части желудка приводит к недостаточной выраженности угла Гиса, который образован стенкой брюшной части пищевода и прилегающей к нему стенкой дна желудка. Круговой слой мышц кардиальной части желудка развит слабо. Вследствие этого складка слизистой оболочки, вдающаяся в просвет пищевода и препятствующая обратному выходу пищи из желудка, почти не выражена. Ножки диафрагмы неплотно охватывают пищевод. Все это вместе способствуют срыгиванию и рвоте у новорожденных, особенно при повышении внутрижелудочного давления.

Низкая активность ферментных систем, а иногда и полное отсутствие ферментов вследствие незрелости ребенка является причиной различных нарушений пищеварения. Таким образом, несовершенство развития пищеварительной системы новорожденного, часто является причиной появления защитных рефлекторных реакций: срыгивание, повышенное газообразование и вздутие живота.

«Кишечные колики» или болевые спазмы, развивающиеся в тонком кишечнике, обычно начинаются в возрасте 3-х недель жизни и продолжаются до 3-х месячного возраста. Практически ни один новорожденный малыш не может избежать этого состояния, однако, тяжесть «кишечных колик» может быть разной от единичных приступов, до тяжелых, ежедневных, продолжающихся в общей сложности около 3-х часов в день. Поэтому считается, что тяжелые кишечные колики подчинены так называемому «правилу трех» — начало на 3-ей недели жизни, общая продолжительность 3 месяца, длительность не менее 3-х часов в день. По данным практически всех педиатров в мире, «кишечные колики» являются самой частой причиной обращения к врачу в первые три месяца жизни, и этот крик ребенка, невозможность его успокоить и облегчить боль, вызывает основную тревогу у родителей.

Длительный период изучения «кишечных колик» у детей первых месяцев жизни позволил в целом сформулировать причины, которые вызывают это состояние: кишечные колики определяются двумя моментами — непосредственно спазмом кишечника и раздуванием кишки за счет повышения газообразования. Спазмы кишечника определяются незрелостью иннервации и реакцией на раздувание кишки. Повышенное газообразование является следствием неполного расщепления пищевых компонентов. Исходя из этого положения, «кишечные колики» в большей степени бывают при кормлении смесями, чем грудным молоком, вместе с тем, известно, что тяжелые колики могут встречаться и при грудном вскармливании. Ферментопатии, т.е. дефицит ферментов способствующих полному расщеплению пищевых веществ, также, может приводить к выраженному болевому синдрому за счет увеличения газонаполнения кишечника. Наиболее частым проявлением транзиторной ферментопатии является лактазная недостаточность. Однако, скорее всего диагноз этот ставиться значительно чаще, чем он есть в действительности. Нарушение микробного спектра кишечника тоже может вызывать болевой синдром. Однако, у новорожденных и детей первых месяцев жизни идет постепенное заселение кишечника микрофлорой. При правильном уходе и здоровье ребенка, это заселение происходит таким образом, что, несмотря на отсутствие «условного» среднего баланса между микроорганизмами, они находятся в таком равновесии, что не могут вызывать патологические изменения.

Таким образом, на сегодня считается, что «кишечные колики» является функциональным состоянием периода адаптации ребенка к энтеральному питанию.

Другими словами, наличие у ребенка кишечных колик не требует какого то специального диагностического поиска со стороны педиатра, но обязательного выполнения алгоритма действий для облегчения страданий ребенка.

Во-первых, необходимо исключить все заболевания, которые сопряжены с болевым синдромом у новорожденных и детей первых месяцев жизни :

  • хирургическая патология (инвагинация, ущемление грыжи, аппендицит — т.е. любые проявления «острого живота» и непроходимости кишечника).
  • Острая инфекционная патология — отит, пиелонефрит. Если ребенок здоров и в промежутке между болевыми приступами его поведение не меняется, у него не усиливаются срыгивания, нет гипертермии, сохраняется прибавка массы тела,то в этом случае можно думать и есть совпадение во времени — то можно думать о «кишечной колике» у ребенка. В этом случае врач должен использовать так называемую «стеновую терапию»
  • Разъяснить родителям, что такое «кишечные колики» у детей раннего возраста, т.е. психологически поддержать и ободрить семью.
  • Предложить использовать простые методы физического воздействия — изменение положение, согревание живота и т.д.
  • Предоставить информацию о терапевтических средствах растительного происхождения, а также о препаратах группы симетикона (например, саб симплекс), которые снимают газовое наполнение кишечника. Саб Симплекс, в основе которого находится вещество симетикон, является препаратом, уменьшающим газообразование в кишечнике. Симетикон является поверхностно активным веществом, вызывающим дробление газовых пузырей в желудке, что уменьшает растяжение стенок желудочно-кишечного тракта, чем достигается купирование кишечных колик и срыгиваний. Симетикон не всасывается в стенках желудка и кишечника, неизмененым выводится из ЖКТ, что уменьшает вероятность побочных эффектов, давая возможность применения препарата у детей раннего возраста. Для определения эффективности и безопасности препарата Саб Симплекс в коррекции явлений метеоризма, кишечных колик, срыгиваний различной степени выраженности у детей раннего возраста было проведено небольшое исследование в Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хиругии.В основную группу были включены 25 детей (14 мальчиков и 11 девочек) в возрасте до 3-х месяцев с жалобами на повышенное газообразование, срыгивання, кишечные колики. В контрольную группу — 15 детей (9 мальчиков и 6 девочек) включены дети, пришедшие на консультацию и уже получающие препараты (3-5 дней), которые назначил участковый врач: смекта, плантекс, укропная вода. Препарат Саб Симплекс представляет собой флакон с капельницей — 30 мл, содержит 50 доз препарата. 1 доза — 15 капель. Дозировка для детей: грудным детям — 15 капель при болях. С учетом действия препарата он эффективен ТОЛЬКО при его использовании в МОМЕНТ боли. Оценка выраженности клинических признаков представлена в таблицах 1-3. Интенсивность клинических проявлений оценивалась по двубалльной системе; 1 — средняя степень выраженности, 2 — сильная степень. Таблица №1. Степень выраженности метеоризма у детей на фоне приема Саб Симплекс и на аналогичной терапии без включения Саб Симплекс.
    С Саб СимплексБез Саб Симплекс
    До леченияПосле леченияДо леченияПосле лечения
    Отсутствие02339
    115284
    210042

    Таблица № 2. Степень выраженности срыгиваний на фоне приема Саб Симплекс и на аналогичной терапии без него

    С Саб СимплексБез Саб Симплекс
    До леченияПосле леченияДо леченияПосле лечения
    Отсутствие02439
    110184
    215042

    Таблица №3. Динамика выраженности кишечных колик

    С Саб СимплексБез Саб Симплекс
    До леченияПосле леченияДо леченияПосле лечения
    Отсутствие523510
    113275
    27030

    Таким образом, метеоризм уменьшился у 100% детей (против 60% в контрольной группе), срыгивания исчезли у 96% (против 65%), кишечные колики купировались у 92 % детей (против 66% в контрольной группе). Хотя различия в группах не достоверны, но указывают на эффективность препарата Саб Симплекс. Необходимо отметить, что органолептические свойства препарата были приятны большинству из детей. Можно отметить только одного ребенка за все время использования данного средства, у которого усиливались срыгивания после приема препарата. В этом случае целесообразна его отмена и подбор других аналогичных средств. Препарат не требует курсового приема, а принимается при необходимости в момент болей. Заключение: На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности применения препарата Саб Симплекс в комплексе «стеновых мероприятий» у детей раннего возраста с кишечными коликами, срыгиваниями, метеоризмом в возрастных дозировках при сильно выраженном болевом синдроме и беспокойстве ребенка. Важным достижением препарата является практически отсутствие побочных эффектов и аллергических реакций, а также хорошая переносимость. ЛИТЕРАТУРА :

    1. Всльтшцсв Ю.Е. Рост ребенка: Закономерности, нормальные вариации, соматотины, нарушения п их коррекция. Лекция для врачей-М.:МНИИ Педиатрии и детской хирургии — 1998.
    2. Гебель В., Глеклер М. Ребенок от младенчества к совершеннолетию — М.:Энигма — 1996.
    3. Занруднов A.M. Лекарственные средства в детской гастроэнтерологии. — М: СмитКляйн Бичам, — 1997. — 165 с.
    4. Занруднов A.M., Мазанкова Л.Н. Микробная флора кишечника и пробиотики , — М.: «Педиатрия», 1999. — 48с.
    5. Лукушкина Е.Ф. Руководство по питания здорового и больного ребенка. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 1997. — 258 с.
    6. Маккоунчи Э. Мать и дитя. Беременность. Роды. Уход за малышом. Воспитание ребенка — М.: Росмэн — 1997 — 256с.
    7. Особенности фармакотерапии в детской гастроэнтерологии.// Под редакцией проф. A.M. Заируднова.// Москва, 1998. — 168 с.
    8. Педиатрия. Под ред. Дж.Грефа. Пер. с англ. — М.Лрактика — 1997. — 912с, илл.
    9. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения болезней органов пищеварения // Практикующий врач 1998. — N 2. — С.2.
    10. Харькова P.M. Принципы рационального вскармливания детей первого года жизни. Гипотрофия и ее предупреждение. Лекция для врачей №13 — М.: МНИИ Педиатрии и детской хирургии — 1999,
    11. Шабалов Н.П. Неонатология. Учебник для студентов, интернов педиатрических институтов. Т. 1,2 — М.: Специальная литература — 1997.-С.556.
    12. Эффективность лечения колик у грудных детей: методический обзор / Лукассен П.Л., Аннсендслфт В.Дж., Губбелс Дж.В. и др.//
    13. Британский медицинский журнал — 1998. — К 23. — Том: 316 — С 1563-1569.
  • Комментарии

    (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

    Источник