Ребенок боится ходить в школу тошнит

Боязнь школы и нежелание туда ходить все чаще встречается у детей. Почему ребенок боится школу?

Не все, но многие родители проходят через страх ребенка перед школой. Вроде чадо так ждет, когда пойдет в первый класс. Так готовится. А потом — бац! — желание пропадает, и начинаются капризы, истерики, уговоры. Это может произойти как в первый день, так и в любой другой посреди учебного года.

Ребенок боится школу изображение

Такая страшная школа

Наконец вы вместе со своим чадом дождались 1 сентября. Праздничное настроение, белые кофточки, пиджачки, банты, портфели и букеты всюду радуют глаз. Первая линейка, первый урок, первые знакомства. Все лучше, чем вы могли представить.

Но проходит пара дней, и неожиданная гроза врывается в вашу тихую гавань. Ребенок начинает закатывать истерики, не желает ходить в школу, и никакие уговоры не действуют. Это может быть тихим плачем с мольбами в глазах и просьбами никогда больше не водить его в такую страшную школу. А может вылиться в громкий бунт с выбросом эмоций и ненависти.

Вы не узнаете ребенка. Не понимаете, что могло произойти. Сначала пытаетесь узнать причины у самого первоклассника, но это не всегда приносит плоды. Тогда самое время явиться за объяснениями к учителю. Конечно, бывают случаи, когда действительно что-то произошло в школе. Тогда это проще решить. Можно повлиять на ребенка и успокоить его. Но что делать, например, когда нет никакой видимой причины?

Ваше чадо не может указать на конкретные причины, да и учитель не заметил ничего плохого. Именно такая ситуация обычно сильно расстраивает и мучает. Откуда берется страх и почему ребенок боится идти в школу? Как влиять, помогать, исправлять, если не видишь, что именно нужно исправить? Ответ дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Ощущение защищенности — основа жизни

Ни для кого не секрет, что самую главную роль в жизни ребенка играют родители. Их внутреннее состояние и поведение (особенно мамы) полностью отражается в ребенке как в зеркале. С самого рождения и до школы ребенок является одним целым со своей мамой. Если она спокойна и уверена в завтрашнем дне, не мучается страхами, депрессиями, плохими состояниями, то и ребенок полностью уверен, что он в безопасности.

Если мама сама в нехорошем состоянии, путь даже с улыбкой на лице, то бесполезно ждать от ребенка спокойствия и уверенности. Раз мама нервничает, значит, и ему угрожает опасность. Большинство страхов у детей отсюда родом.

ребенок боится изображение

Такое стрессовое состояние останавливает психическое развитие ребенка. Как бы вы ни развивали его кружками и секциями, он не будет готов к школе психически. Водить его к психологу или врачу тоже бесполезно. Они не смогут дать того, что зависит только от вас. Если дома нет защиты и спокойствия, то в школе еще страшнее — там нет родителей.

И наоборот, если ребенок ощущает постоянную защиту и спокойствие от мамы, он уверен, что все хорошо. Нет напряжения, нет стрессов — значит, бояться не нужно. Такой первоклассник спокоен и уравновешен. Он знает, что мир не враждебен. Ему ничего не угрожает, ведь мама спокойна, пусть она и не всегда рядом.

Ощущение защищенности и безопасности нужно ребенку с самой первой минуты после рождения и до окончания школы — как минимум! Это самое главное условие, которое практически гарантирует, что ваш ребенок будет избавлен от необоснованных страхов. Меньше вероятности, что ребенок будет бояться школу.

Ранжирование в детском коллективе

Есть еще одно важное условие для быстрой и безболезненной адаптации к школе — детский сад. С трех лет человек начинает воспринимать себя частью коллектива. Ему необходимо найти свое место в нем — без участия родителей. Самый лучший возраст для этого — от трех до шести. Как раз время детского сада. Социализация обязательно должна произойти в этом возрасте.

Научившись взаимодействовать с другими детьми, поняв свою роль в обществе, ребенок будет чувствовать себя уверенно. К походу в первый класс он будет полностью адаптирован и готов морально. Естественно, с таким ребенком проблем в школе будет меньше либо их не будет совсем.

Если ваше чадо не посещало детский сад, то вся социализация начнется именно в первом классе. Это несет определенные проблемы. Возраст уже упущен, отрыв от мамы еще тяжелее, а большинство детей уже его прошли. У таких деток чаще всего и возникает испуг при попадании в большой коллектив, с которым приходится оставаться один на один.

Страх у детей изображениеНо даже если ваш ребенок не был в детском саду, сильно привязан к маме и резко ощутил весь ужас перемен при походе в первый класс, ему можно и нужно помочь как можно мягче пройти процесс адаптации. И точно понимая причины проблем, это сделать намного проще.

Ребенок боится школу: причины

Страх у детей не появляется на пустом месте. Для этого есть вполне четкие причины, которые возникают в зависимости от свойств ребенка, заданных природой. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает разобраться, какие свойства заложены в вашем ребенке и чего может бояться именно он.

Выделим основные группы причин, почему у ребенка может пропадать желание ходить в школу, чего он может бояться:

1. Страх чем-то выделяться, обращать на себя внимание, быть не как все и из-за этого стать изгоем.

2. Страх что-то неправильно сделать, не успеть доделать; что его не похвалят, поругают, будут смеяться.

3. Страх, что все кругом кричат и бегают, нет спасительной тишины, к которой он привык дома.

Каждая группа может включать какой-то один страх или сразу несколько. Есть и дети, для которых все вышеперечисленное — не проблема. Если же с вашим ребенком происходит «что-то не то», самое время разобраться, что именно.

причина страха ребенка перед школой изображение

Необходимо и учитывать, что младшие школьники еще не имеют достаточных культурных ограничений, они нередко бывают жестокими по отношению к однокласснику, который чем-то выделяется. Это может быть необычное имя, изъян во внешности. Насмешки и игнорирование неизбежно приведут к нежеланию идти в школу.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем. Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность — любовь к другим и чувственность. А пока страх — это естественно; важно знать, как на него реагировать.

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие — и страшно, и хочется — это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала — самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

почему ребенок боится идти в школу изображение

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей — самое важное для неторопливого ребенка.

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором — интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же — в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего. Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Психология, которая дает результаты

В наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.

«… я сейчас понимаю, что у нее не было ощущения защищенности и безопасности, что все мои зрительные страхи самым непосредственным образом влияют на нее, причем с самого рождения. Но в то время я нашла единственную причину такого поведения. Школа! 1 класс, стресс, пройдет. На том и успокоилась. В это время жена моего брата начала слушать лекции по СВП и периодически намекать, что мне бы тоже неплохо было бы хотя бы почитать, а лучше послушать и ради себя, и ради семьи и т.д…
… Постаралась сосредоточиться на ребенке, толком не понимая, как это делать. Для начала «внедрила» еще один обязательный ежедневный ритуал. Перед сном я приходила к ней в комнату, ложилась рядом, и мы с ней разговаривали на все интересующие ее темы. Ей это очень нравилось, она ждала этого весь вечер. Она делилась со мной какими-то моментами из школьной жизни, я рассказывала ей о своей…»
Оксана М., юрист, Пенза

«…я уже ощутила быстрые и невероятные перемены в сыне. Про свои результаты, а они тоже есть, я напишу отдельно. Тренинг проходила я — а результат видела в нем! Только здесь, на тренинге, я поняла, насколько мы связаны. Это поразительно! Он раньше меня ловил то, что Юрий давал мне!
Он внезапно успокоился. Перестал спрашивать, все ли у меня хорошо. Делать навязчивые движения (ритуалы), плакать без причин. Но самое главное — он начал снова воспринимать учебную информацию на слух!..
…И вдруг он начал готовиться к урокам…
А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени…
…Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником!..»
Юлиана Г., учитель в музыкальной школе, Ульяновск

Получить действенные советы, реально помогающие избежать страха перед школой, а также подробнее узнать об остальных векторах и свойствах можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор Анна Рыжкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Просмотров:
3 244

Поделитесь этим с другими:

Источник

Ребенок  не хочет ходить в школу. Консультация психолога

          «Мой ребенок боится учителя, боится детей и не хочет ходить в школу. Его тошнит и рвет по утрам или у него болит живот» — звучит жалоба родителя, который записывается ко мне на консультацию. Таких случаев немного, но они заставляют родителей очень серьезно беспокоиться за будущее своих детей. Школа в какой-то мере является моделью общества. Здесь ребенок учится многому, без чего он не сможет прожить во взрослой жизни.

          Но в этом случае ребенка буквально «тошнит» от школы или он «не может переварить» то, что там происходит. Ребенок боится и не идет в школу, и никакие силы, уговоры, обещание награды родителями не могут сломить его сопротивления. Закономерно, что взрослые чувствуют себя растерянными и беспомощными.

          Как же научить ребенка не бояться школы?

          Можно воспользоваться западным образцом. Он предписывают родителям быть настойчивыми и не поддаваться на искушение оставить ребенка дома. Этот «образцовый» родитель должен стиснуть зубы, собрать всю волю в кулак, чтобы не дрогнуть под натиском собственной жалости и сочувствия к к своему больному чаду. Чтобы запихнуть его в машину или школьный автобус и слушать по дороге его стоны. 

          Что же делать? Сейчас он боится учителя, боится чужих детей и взрослых, боится идти в школу. А потом будет отказываться ходить на работу? Эта перспектива тоже не из приятных.

          Мой профессиональный психологический взгляд, возможно, подойдет для разрешения этих трудностей. Для начала я хочу сделать небольшую психологическую зарисовку «Портрет боящегося школы ребенка».

          Он состоит в особых, очень близких, отношениях с мамой. Такой тип отношения называется слиянием. У них с мамой как будто одна личность на двоих, при этом ей не всегда удается его слышать и понимать. Ему страшно, когда он выходит из домашней атмосферы, и у него часто болит живот, где, как известно, и «живет» страх. Он боится чужих людей. Характерными для него переживаниями являются также страх, тревога, непереносимость напряжения. Он выглядит немного младше своих лет. На приеме психолога не спешит устанавливать контакт, скучает, не проявляет особого интереса к новой ситуации. Мама организует его жизнь, ее забота безгранична, она пытается угадать, что ему нужно, но может не попадать. А ребенок сам не сигнализирует о своих нуждах.

          Если мы поставим акцент на отношениях с папой, то получим немного другой образ. Ребенок обладает достаточно большой властью в семье, с легкостью манипулируют родителями, добиваясь своего любыми доступными средствами, в том числе и через болезнь. Но папа смотрит на это сквозь пальцы, а иногда даже неосознанно поощряет ребенка. Он не учит ребенка здоровому осознанному подчинению, не стимулирует чего-либо добиваться. В результате ребенок приходит в школу с ожиданиями, что он самый главный и рулит всем процессом. Но его ожидания совсем не оправдываются. Каким-то образом он оказывается на периферии школьной жизни, непризнанный, неоцененный. В школе ему навязывают правила, которые он не может принять – как не принимает их дома. Ему предлагают противную школьную жизнь, от которой его тошнит. Иногда на приеме ребенок не особо желает общаться с психологом, вплоть до игнорирования.
Кроме того, он активно демонстрирует свое нежелание общаться и стремится властвовать над ситуацией. Он может быть низкоэнергетичным, зачастую пытается переключить внимание мамы на себя. Для него характерны протестные реакции, скука, напряжение, капризы.

           Если совместить два образа, получим ребенка, который уверенно чувствует себя дома под защитой и опекой мамы, всеми любимый и не очень привыкший подчиняться правилам, которые и не спешит озвучивать для него отец. Не всегда понимающий, с чем связано его плохое состояние. Столкнувшись со школьной реальностью, он может заслужить репутацию изгоя, он может слышать критику в свой адрес. Он может отторгать навязываемые ему школьные правила. Он начинает бояться детей и учителей, он хочет отторгнуть от себя критику и негативные оценки. Ему остается только бежать в уют своего дома.

           В общении с таким ребенком я вижу свою задачу в том, чтобы отыскать ресурсы, с помощью которых ребенок все же может найти в себе силы ходить в школу, а может быть, и начать получать от этого какое-то удовольствие. Я провожу работу в четыре этапа, каждый из которых может продолжаться в течение нескольких встреч. На каждой из них мы решаем с ребенком и родителем определенные задачи. Я даю рекомендации родителям по поводу того, как лучше организовать жизнь ребенка. Иногда я работаю отдельно с ребенком и родителем, иногда с детско-родительской парой. Я расскажу о том, как работает мой метод и предложу вам попробовать сделать что-то подобное.

          Первый этап работы.

          Окружающий мир ребенка, который боится и не хочет идти в школу, воспринимается им как расплывчатая и недифференцированная среда, зачастую враждебная, вызывающая общее состояние напряжения. Ребенку очень важно сориентироваться в этой среде и структурировать неопределенную ситуацию, то есть сделать ее более предсказуемой. Неопределенность должна смениться четким разделением на плюсы и минусы среды. Вызывающая страх и напряжение ситуация должна разделиться на то, что точно приятно и точно неприятно. Нужно выделить полюса, зоны наибольшего напряжения и зоны удовольствия. Чтобы это сделать, на приеме я даю ребенку задание нарисовать любимое или безопасное место в школе и нелюбимое, опасное. Затем проясняю, что конкретно там вызывает напряжение или радует, какие чувства с этим связаны. Наряду с этим я прошу родителя и ребенка походить по школе и изучить ее пространство, неторопливо разглядеть, какие места, вещи, помещения есть в школе, обратить внимание на картинки, стены, растения и т.д.

          Второй этап работы.

           Здесь я работаю с мамой, чтобы научить ее присоединяться к переживаниям ребенка, сочувствовать ему, понимать и таким образом обеспечивать ему надежную опору. Если маме в силу тех или иных причин трудно быть на стороне ребенка, необходимо проработать с ней невозможность этого сочувствия, то есть также присоединиться к ее переживаниям. Задача мамы здесь – не уговаривать ребенка идти в школу, не переубеждать, не стыдить, а слышать его, отражать как зеркало его переживания и защищать его. Работа с ребенком состоит в том, чтобы понять, чего ему не хватает в школе, какие потребности он не может там удовлетворить. Я прошу ребенка описать то место, в котором он учился бы с удовольствием, нарисовать его, построить, населить его различными игрушками и существами. Затем я расспрашиваю ребенка о том, что у него получилось, что он будет со всем этим делать и зачем ему это нужно. Это позволяет нам отыскать его неисполненные желания и то, чего ему не хватает в жизни.

           Третий этап работы.

           На этом этапе задача психолога, ребенка и родителя заключается в том, чтобы разделить ситуацию на то, что можно изменить и то, что изменить нельзя (что нужно принять и смириться или найти какие-то положительные моменты). Здесь важно активизировать отцовскую функцию, предъявить реальность такой, какая она есть, и принять ее требования. Хорошо бы, чтобы отец ребенка больше проявлялся в его жизни. Хорошо бы, чтобы он отводил ребенка в школу сам. Работая с ребенком, мы говорим о тех потребностях и желаниях, которые у него не удовлетворены. Мы можем проигрывать ситуации, вызывающие тревогу в школе, и пытаемся найти в них место для активности ребенка по их изменению. Мы также говорим о том, что невозможно изменить, и работаем с агрессией, которая может появиться у ребенка в связи с этим. Еще мы работаем с тем, что мешает ребенку смириться.

           Четвертый этап работы.

           Задача этого этапа – работа, направленная на изменение поведения ребенка. Следует заметить, что это изменение будет скорее побочным эффектом, следствием нашего совместного общения с ребенком, а не итогом моих сознательных усилий и целенаправленных действий. Работа происходит в двух направлениях: поиск путей удовлетворения потребностей и поиск ресурса, который может научить ребенка не бояться и выдерживать страх и напряжение. Я могу помочь ребенку научиться вовремя понимать, что ситуация вызывает неудобство и какого рода неудобство. На этом понимании основана его возможность справиться с ситуацией или обратиться за помощью.

           Например, очень значимым поводом для беспокойства и дискомфорта могут служить трудности ребенка сходить в туалет из—за того, что там нет сидений на унитазе или невозможно уединиться из-за отсутствия дверей. Еще одним поводом может быть неприятный запах столовой, или еще какие-то простые телесные нужды, которые сложно удовлетворить. Мы можем вместе с ребенком найти способы тестировать ситуацию: могу ли я справиться сам или мне нужна помощь. Если ребенок решит, что ему нужна помощь, мы можем попытаться отыскать того, кто может помочь удовлетворить ту или иную потребность: учителя, родителя, старшего брата, сверстника, кого-то еще.

           В процессе работы мы учимся все это делать в ситуации «здесь и теперь». Мы также даем задание родителям побуждать детей к тому, чтобы ребенок делился возникающими у него затруднениями и в случае необходимости просил помощи. Когда ребенок перестает чувствовать себя беспомощным в школе и понимает, что он может справиться, школа становится для него менее угрожающей. Ведь что-то интересное там для него происходит. Это интересное мы тоже можем вместе с ним отыскать.

           Если вас заинтересовал мой подход, вы можете попробовать проделать упражнение, которое в сжатом виде содержит в себе эти этапы. Это упражнение можно делать не только детям, но и тем, кто в детстве боялся или очень не любил ходить в школу, а также тем, кому трудно ходить на работу. Вы также можете обратиться за профессиональной помощью: прийти на консультацию и привести с собой ребенка.

          Для детей, которые не хотят ходить в школу мы предлагаем участие в психологической группе «У страха глаза… велики?» под руководством Екатерины Белобородовой.

Источник