Пониженное давление у ребенка и тошнит

Снижение показателей артериального давления более чем на 20% (ниже 90/60 мм рт. ст.) называется артериальной гипотензией. Такое патологическое состояние у детей вызывает общую слабость, головокружение, нарушение работы кровеносной и пищеварительной систем. Низкое давление у ребенка может наблюдаться при физическом переутомлении, наследственной предрасположенности, сопутствующих заболеваниях.

Этиология гипотензии

У детей в норме артериальное давление всегда должно быть ниже, чем у взрослых. Такая особенность объясняется тем, что кровеносная система и регуляция ее еще не полностью сформированы. Кроме того, эти показатели зависят от конституции, массы тела, особенностей физического развития. У малышей худощавого телосложения АД будет значительно ниже, чем крупных карапузов.

Физиологические причины низкого давления:

  • генетическая предрасположенность;
  • физическое, умственное перенапряжение;
  • время после приема пищи;
  • жаркий, влажный климат;
  • подростковый возраст;
  • нахождение в душном помещении.

Когда присутствуют физиологические факторы, гипотензия не является патологией, давление нормализуется после устранения причин понижения АД. Если родители ребенка страдают гипотонией, то подобные симптомы могут проявляться и у малыша.

Артериальная гипотензия бывает первичной и вторичной. Первичная форма не является симптомом сопутствующего недуга, а выступает в роли самостоятельного заболевания. Возникает оно при наследственной предрасположенности, тяжелой беременности, нестабильном психоэмоциональном состоянии.

Вторичная гипотония развивается на фоне нарушения работы внутренних органов, при обезвоживании, обильной кровопотере, сепсисе, интоксикации организма.

Причины вторичной гипотензии:

  • вегетососудистая дистония;
  • инфекционные заболевания;
  • врожденные пороки сердца;
  • астеническое телосложение;
  • недуги эндокринной системы;
  • обезвоживание после диареи, рвоты;
  • гормональные нарушения;
  • недостаток витаминов;
  • несбалансированное питание;
  • черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга.

Сильное головокружение, потемнение в глазах, шум в ушах возникают при резкой смене положения тела после длительного лежания или сидения на корточках. Такое состояние называется ортостатической гипотонией, развивается чаще всего после приема лекарственных препаратов, на фоне обезвоживания, нелеченого сахарного диабета, приступ длится 1–3 минуты. Ортостатическая гипотензия может спровоцировать обморок, что грозит падением и травмированием.

Клинические проявления

У ребенка при понижении артериального давления возникает слабость, головокружение. Маленькие дети становятся капризными, беспокойными. Подростки могут жаловаться на давящее чувство в области грудной клетки, головную боль в лобно-височной области, затылке, усиленное потоотделение. Ускоряется работа кишечника, возникает диарея, тошнота, рвота. Дети постоянно мерзнут, у них холодные кисти и стопы, бледная кожа.

Кроме того, ухудшаются интеллектуальные способности, память, внимание. Ребенок становится раздражительным, апатичным, трудно переносит нахождение в тесном помещении, поездки в общественном транспорте, появляется тошнота, укачивание. В большинстве случаев низкое давление фиксируется в первой половине дня.

Гипотоники в дневное время страдают сонливостью, нарушениями ночного сна, трудно засыпают. Это усиливает слабость и недомогание, дети просыпаются усталыми, вялыми.

Вторичная острая гипотензия может привести к обмороку, кислородному голоданию мозга и внутренних органов, развитию осложнений. Тяжесть состояния определяется не уровнем артериального давления, а скоростью его снижения.

Диагностика артериальной гипотонии

Для постановки правильного диагноза врач осматривает ребенка, проводит опрос родителей, выясняет, есть ли в семейном анамнезе заболевания сердечно-сосудистой системы, а также назначает дополнительные исследования.

Детям измеряют артериальное давление, значения полученных данных отличаются в зависимости от возраста малыша. Условные нормы рассчитывают по специальным формулам.

Нормальное давление у новорожденных составляет 65/55 для девочек и 70/55 мм рт. ст. для мальчиков.

Правильно определить систолическое давление маленькому ребенку до 1 года можно по формуле: 76+2t; параметр t обозначает возраст ребенка в месяцах. Диастолическое АД высчитывают так: 2/3–1/2 показателя систолического значения.

Если малышу 1 год и более, расчет нормы систолического давления производится по такой формуле: 90+2t. Параметр t здесь обозначает возраст в годах. Диастолические значения определяют как 60+t.

У ребят младше 6-летнего возраста АД одинаково как для мальчиков, так и для девочек. В возрастной группе 7–9 лет показатели АД выше у девочек. А вот у подростков нормальным считается давление 100–140/70–90 мм рт. ст. Колебания значений в период полового созревания вызваны гормональной перестройкой. Об этом следует помнить и, если они не выходят за допустимые пределы, паниковать не нужно.

Мамам с детьми необходимо проконсультироваться у невропатолога, кардиолога, эндокринолога при подозрении на сопутствующие заболевания внутренних органов. Биохимический, общий анализ крови, мочи помогает оценить работу почек, печени, протекание обменных процессов, выявить очаги воспаления. К дополнительным методам инструментальной диагностики относится ЭКГ, ЭхоЭКГ, УЗИ сердца, почек, осмотр глазного дна, анализы на гормоны, ИФА, ПЦР.

Способы лечения

Часто родители впадают в панику, не зная, что делать, если у ребенка низкое давление. В первую очередь необходимо выяснить возможную причину патологического состояния, нормализовать режим сна и бодрствования, физических нагрузок.

Рекомендуется больше времени проводить на свежем воздухе, совершать пешие прогулки, посещать бассейн, заниматься лечебной физкультурой, правильно питаться, избегать стрессовых ситуаций. Полезно есть свежие овощи, фрукты, пить соки. Черный шоколад в небольших количествах может повысить АД, но злоупотреблять сладостями нельзя.

При пониженной отметке давления назначаются физиотерапевтические процедуры: массаж, электрофорез, диадинамотерапия, контрастный, струевой душ.

Медикаментозное лечение назначается врачом с учетом причин, вызывающих снижение артериального давления. Самостоятельно давать ребенку медикаменты нельзя, это может привести к ухудшению самочувствия, спровоцировать осложнения.

Низкое давление у детей может быть следствием физиологических факторов или сопутствующих заболеваний. Установить причину недомогания уполномочен лечащий врач. Нормализовать АД можно после правильной организации режима дня, питания, физических нагрузок. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии.

Источник

Артериальное давление — важный показатель состояния сосудов и сердца. В норме у здоровых детей АД составляет 120/80 мм.рт.ст. Низким называется давление менее 100/60 мм.рт.ст. Это состояние называется артериальной гипотензией. Болеют преимущественно подростки. Низкое давление у ребенка может быть признаком соматической патологии (заболеваний щитовидной железы, атеросклероза, дисфункции сердца).

Гипотензия у детей проявляется головокружением, зрительными расстройствами, бледностью кожи, шаткой походкой, периодическими обмороками, слабостью, сонливостью, частым сердцебиением, нарушением мыслительной деятельности, головной болью и апатией. Иногда у детей встречается ортостатическая гипотензия. Она возникает, когда ребенок принимает вертикальную позу.

Почему у ребенка низкое давление

Гипотония у детей может быть вызвана внешними и внутренними факторами. Снижению давления способствуют:

  • Нейроциркуляторная дистония. Наиболее частая причина гипотензии. Это комплекс функциональных расстройств, развивающийся в результате нарушения регуляции органов эндокринной и нервной системами. Дистонию могут вызвать недосыпание, физическое и умственное переутомление, хронические детские инфекционные заболевания, гиподинамия, интоксикации и неправильный режим дня.
  • Хроническая усталость. Возможна в результате большой нагрузки в школе или дома.
  • Депрессия.
  • Анемия (снижение эритроцитов и гемоглобина в крови).
  • Обезвоживание организма (дегидратация).
  • Остеохондроз шейного отдела.
  • Недостаточная функция щитовидной железы (гипотиреоз).
  • Сердечная патология (воспаление миокарда, сердечная недостаточность, кардиомиопатия).
  • Опухоли.
  • Строгие диеты с ограничением в меню белковой пищи.
  • Воспалительные заболевания дыхательных путей (синуситы, бронхиты).
  • Врожденные отклонения (утолщение костей черепа, патология родничка у младенцев).
  • Родовые травмы.
  • Гормональная перестройка в период полового созревания.
  • Отягощенная наследственность.
  • Стресс.
  • Заболевания гипофиза.
  • Сахарный диабет.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Острая нехватка витаминов.
  • Пороки сердца.
  • Выраженная кровопотеря.
  • Нерациональное применение антигипертензивных средств. При передозировке возможно низкое давление у подростков.
  • Активное занятие спортом. В данном случае гипотензия рассматривается как вариант нормы.
  • Острые состояния (шок, отравления).

Гипотония у грудничков встречается редко. Она может быть обусловлена врожденными особенностями развития сосудов и сердца. Гипотония у новорожденных нередко развивается на фоне шока при легочной патологии.

Что делать, если у ребенка низкое давление

Перед тем как поднять давление ребенку, нужно обследоваться. Для уточнения диагноза и определения возможной причины падения АД понадобятся:

  • Измерение артериального давления. АД измеряют механическим или автоматическим тонометром (первый вариант предпочтительнее). Процедура проводится сидя или лежа. Манжета для ребенка подбирается индивидуально. Ее накладывают на предплечье. АД измеряется на обеих руках поочередно с небольшим интервалом.
  • Опрос ребенка и родителей.
  • Электрокардиография.
  • УЗИ сердца.
  • Общие клинические анализы крови.
  • Биохимический анализ крови.
  • Ортостатическая проба.
  • Нагрузочные тесты.
  • УЗИ сердца.

При пониженном давлении у подростка или ребенка более младшего возраста требуется комплексное лечение. Оно включает:

  • Применение медикаментов, повышающих сосудистый тонус и АД.
  • Физиопроцедуры.
  • Устранение факторов риска (лечение имеющейся патологии, нормализацию питания и сна, прием витаминов, изменение образа жизни, исключение стресса).
  • Применение народных средств.

Если гипотензия обусловлена нейроциркуляторной или вегетососудистой дистонией, то показаны ЛФК, санаторно-курортное лечение, гидропроцедуры, закаливание, занятие спортом и нормализация режима дня. Дети должны спать 9-10 часов. При нейроэндокринных нарушениях важно ограничить время, проводимое ребенком за гаджет-устройствами.

Физическая активность

Если выявлена гипотония у детей школьного возраста, то нужно повысить двигательную активность. Это способствует повышению иммунитета, поднятию гемоглобина, усилению кровотока и восстановлению работы нервной системы. Если у подростка низкое давление, то будут полезны плавание, пробежки и занятия в спортивном зале. Ежедневно рекомендуется не менее 1 часа гулять пешком. Возможно занятие лечебной физкультурой (ЛФК).

Рацион питания

Важным аспектом лечения при пониженном давлении у ребенка является питание. Больным рекомендуется:

  • Включить в меню соления с умеренным содержанием поваренной соли. Они способствуют увеличению объема циркулирующей крови и повышению давления. Полезны соленые морепродукты.
  • Добавлять в блюда экстрактивные вещества (специи, пряности). Это усиливает секрецию желез и способствует сужению сосудов.
  • Обогатить меню источниками витамина C (цитрусовыми, ягодами, капустой).
  • Ежедневно есть свежие фрукты, ягоды и овощи.
  • Есть красное мясо (говядину, телятину). Это важно при гипотензии на фоне анемии.
  • Пить больше жидкости. Чем больше объем циркулирующей крови, тем выше давление.
  • Питаться дробно маленькими порциями.
  • Включить в меню тонизирующие напитки (крепкий чай, кофе, какао).

Народные средства

При низком давлении у детей полезны листья малины, элеутерококк, лимонник, петрушка, смородина, женьшень и мед. Они позволяют повысить АД. При гипотензии полезны травяные отвары и настои. В аптеке можно приобрести готовые сборы. Можно при низком давлении малышу дать смесь на основе корня сельдерея и меда. С 3-4 лет можно использовать настойку элеутерококка.

Физиотерапевтические процедуры

Если имеется гипотония у детей, то полезны следующие физиопроцедуры:

  • электросонотерапия (лечебный сон);
  • электрофорез с кофеином, Мезатоном или кальцием;
  • рефлексотерапия.

Медикаментозное лечение

При низком давлении у подростков могут назначаться следующие медикаменты:

  • Адаптогены и общетонизирующие средства. К ним относятся настойки лимонника, женьшеня и аралии. Женьшень оказывает стимулирующее действие на нервную ткань, способствует повышению артериального давления, повышает общий тонус организма, улучшает работоспособность и устраняет сонливость. Терапевтическое действие оказывают входящие в состав корня этого растения вещества (гликозиды, эфирные масла, фитоэстрогены и пектины).
  • Психотропные препараты. К ним относится Феварин. Препарат может назначаться детям старше 8 лет. Феварин помогает при гипотонии, сопровождающейся депрессией.
  • Ноотропы (Пантогам, Кальция Гопантенат, Пантотропил, Пантокальцин и Церебролизин). Препараты этой группы улучшают работу головного мозга в условиях артериальной гипотензии.
  • Антиоксиданты.

Если пониженное давление достигает критических значений или спровоцировано острыми состояниями (сильной кровопотерей, шоком), то могут применяться следующие лекарства:

  • Средства, повышающие давление (альфа-адреномиметики). К ним относятся: Мезатон, Стелфрин, Допамин, Добутамин. Мезатон применяется в форме раствора для инъекционного введения. Механизм гипертензивного действия связан с сужением артериол за счет стимуляции альфа1-адренорецепторов. Мезатон противопоказан при феохромоцитоме, индивидуальной непереносимости, гипертрофической кардиомиопатии и фибрилляции желудочков. По показаниям могут быть назначены Адреналин, Норадреналин и Эпиджект.
  • Системные кортикостероиды.
  • Инфузионные средства (солевые и кристаллоидные растворы).

Все препараты подбираются врачом с учетом уровня давления, противопоказаний, индивидуальной переносимости и возраста ребенка.

Источник

Чем неприятны эти состояния и можно ли уменьшить болезненные проявления?

Содержание:

  • Что такое артериальная гипотензия?
  • Острая гипотензия
  • Как лечат таких детей?
  • ВСД — загадочный диагноз
  • Причины и предрасполагающие факторы
  • Проявления болезни
  • Различные картины болезни

Мы с вами уже обсуждали проблемы давления у детей и рассмотрели один из вариантов — когда давление повышается. Однако бывают ситуации, когда давление понижается или когда оно постоянно колеблется. Вот об этих случаях мы и поговорим сегодня.

Что такое артериальная гипотензия?

Под артериальной гипотензией понимают пониженное, по сравнению с нормальными возрастными величинами, артериальное давление. Точными данными по нормам давления располагают врачи. Но обычно нижними границами нормы для детей старше 10 лет считается 100 на 60-65 мм.рт.ст. Гипотонии бывают физиологическими и патологическими.

Физиологией считается такое состояние, когда пониженное давление постоянно регистрируется при общем хорошем самочувствии малыша, при этом он может полностью сохранять свою работоспособность. Такой уровень давления у ребенка не мешает ему выполнять физическую работу, заниматься спортом, бегать и прыгать. Считается, что в таких условиях организм индивидуально настроен работать на таком давлении, и получает достаточное количество кислорода, питательных веществ, и обмен веществ в нем налажен оптимально. Лечить малыша в таком случае не нужно — достаточно регулярных наблюдений за ним.

Все патологические гипотонии разделяют на первичные артериальные гипотонии (гипотензии) и гипотензии в рамках вегето-сосудистой дистонии (ВСД), о которой речь пойдет отдельно. Поговорим пока о первичной гипотонии, которую в свою очередь подразделяют на острую и хроническую.

Острая гипотензия

Острое снижение давления может произойти при остром нарушении кровообращения, тяжелой интоксикации во время инфекций или отравления, при сепсисе, обезвоживании или острой кровопотере. В этих случаях гипотензия рассматривается как осложнение болезни и устраняется при оказании первой и неотложной помощи детям.

Вторичной острой гипотензией именуют еще снижение давления при шоке или коллапсе, со-провождающееся острым кислородным голоданием мозга и нарушением работы жизненно важных органов — почек, печени, сердца. Оценка тяжести такого состояния обычно определяется не тем, на какую величину снизилось давление, а как быстро и как выражено это произошло, и успел ли организм малыша адаптироваться к нарушениям.

Первичная артериальная гипотензия — это патологическая гипотония, возникающая как самостоятельная болезнь. В причинах ее развития основными являются наследственность, особенно если гипотензия есть у мамы малыша, неблагоприятное течение беременности у мамы, недостаточность движений и физической активности малыша, наличие у ребенка очагов хронических инфекций — тонзиллита, аденоидита, эмоциональный стресс или психологическая особенность малыша.

Механизм развития гипотензии формируется за счет гормональных и нервных влияний, в организме ребенка преобладают процессы торможения, а в систему кровообращения попадают гормоны, резко снижающие давление. Как результат — нарушается питание всех органов и тканей, в особенности мозговой ткани.

Среди проявлений гипотензии у ребенка преобладают жалобы на головные боли различных локализаций — в области лба, затылка или по окружности головы. Наблюдается головокружение, слабость, вялость, мушки или потемнение в глазах при переходе из горизонтального в вертикальное положение, снижение памяти и способности к обучению, нарушение температуры конечностей — холодные руки и ноги, чувство онемения. Такие дети плохо переносят поездки в транспорте, душные помещения и нагрузки. Во время кризов, при пароксизмальном течении гипотензии, может наблюдаться периодическое снижение давления ниже 90 на 50 мм.рт.ст., но может быть и стойкое снижение давления — перманентная гипотония.

Самым ярким признаком при хронической гипотензии является ортостатическая гипотония или даже коллапс (нарушение сознания). При этих состояниях происходит резкое снижение систолического артериального давления на 10-20 мм.рт.ст и ниже, а диастолическое давление снижается на 5-10 мм.рт.ст. и ниже. В случае коллапса давление при вставании с постели снижается резко, и малыш может упасть в обморок. Данные нарушения давления могут наблюдаться до 1-3 минут, а потом постепенно восстанавливаются. Чаще всего проблемы с давлением наблюдаются с утра, сопровождается это все нарушениями мозгового кровообращения. Ребенок может испытывать головокружения, шум в ушах, бывают обмороки, и чаще всего они возникают у детей школьного возраста и подростков.

Как лечат таких детей?

Обычно разрабатывается целый комплекс мер лечения и реабилитации таких малышей, как правило, они наблюдаются у педиатра и кардиолога (а иногда и невролога) одновременно.

Лечебные мероприятия начинаются с общеукрепляющих — малышу рекомендуют больше бывать на свежем воздухе, больше и активнее заниматься спортом и физической культурой, достаточно спать, соблюдать режим дня — труд и отдых должен разумно чередоваться. Однако нагрузки для таких детей должны быть дозированы — участие в силовых видах спорта и соревнованиях не для них, показаны водные процедуры. Малышу показано рациональное и сбалансированное питание, допустимы утренний чай (черный или зеленый) или кофе.

Показано назначение витаминов и процедур, оказывающих тонизирующее действие на нервную систему — кофеин, настойка лимонника китайского, женьшень, глютамивит.

Лекарственная терапия показана только в случаях выраженного снижения давления или тяжелого состояния ребенка, когда предъявляются жалобы, — это прерогатива врача.

К совершеннолетию и иногда даже ранее у 85% детей гипотония проходит бесследно. Это связано с особенностями современного роста и развития детей, с акселерацией. Сосуды ребенка просто не успевают за активным ростом скелета, за счет чего тонус сосудов и не дает возможности поддерживать давление на определенных нормальных значениях. С возрастом мышечный каркас сосудов полностью формируется и давление нормализуется.

ВСД — загадочный диагноз

Теперь подробно остановимся на другом явлении, которое может приводить к колебаниям давления и у детей диагностируется чаще всего — это так называемая вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Чтобы понять, откуда берется это состояние, нужно хотя бы кратко остановиться на строении и работе вегетативной нервной системы (ВНС), которая и принимает непосредственное участие в нарушениях при ВСД.

ВНС условно разделяют на сегментарный отдел — к нему относятся вегетативные центры в стволе головного и в спинном мозге, и надсегментарный отдел. Главным руководящим центром ВНС по праву считается гипоталамус (особое образование головного мозга). Он отвечает в организме за поддержание на определенном уровне обмена веществ — белка, углеводов, жиров, воды и минералов, регулирует производство и отдачу энергии и тепла, руководит работой всех внутренних органов, в том числе и сердца с сосудами. Кроме того, он задействован в работе желез внутренней секреции, отвечает за смену процессов бодрствования и сна.

Гипоталамус находится под непосредственным влиянием коры головного мозга, и в то же время кора может влиять на сердце и сосуды только через гипоталамус. Все нарушения в системе регулирования как гипоталамуса, так и его проводящих путей (нервов) ко всем органам и вызывают проблемы в здоровье с развитием ВСД.

ВСД — это состояние, возникающее в результате нарушения вегетативных влияний на сердце, сосуды и внутренние органы ребенка, на его эндокринные железы и обмен веществ. ВСД — это не болезнь, а комплекс симптомов, причем у каждого конкретного ребенка он может быть различным. Обычно проявляется такой синдром нарушениями адаптации ребенка к внешней среде, эмоциональными и физическими изменениями личности.

Причины и предрасполагающие факторы

Обычно у каждого малыша сочетаются несколько факторов, которые могут быть причинными или предрасполагающими, провоцирующими.

Одной из основных причин развития ВСД является наследственная и конституциональная особенности деятельности ВНС. Склонность родителей к нарушениям в вегетативной нервной системе часто наследуется малышами.

Немаловажную роль в развитии СВД играет протекание беременности и родов, и по статистике до 80-90% детей с таким диагнозом рождаются в результате стремительных или затяжных родов, с применением различных акушерских пособий. При подробном расспросе — когда закричал ребенок, был ли беспокойным на первом месяце жизни, отмечались ли срыгивания, немотивированные повышения температуры до высоких цифр или длительный субфебрилитет, геморрагии в сетчатке глаза, — многие отмечают характерные изменения.

Немаловажную роль играют травматические поражения нервной системы — черепно-мозговые травмы, закрытые и открытые, опухоли и инфекции головного и спинного мозга, отравление с воздействием на нервную систему.

Важную роль играет психическое и эмоциональное состояние ребенка, неблагополучная обстановка дома, психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем родителями, неправильное воспитание — жестокость, гипо- или гиперопека, конфликты в школе, умственное переутомление.

Провоцирующими факторами для развития ВСД являются инфекции, хронические заболевания органов и систем, тонзиллит, кариес и гайморит как источники хронической инфекции. Важными факторами является гормональный сбой в организме во время полового созревания, приобретенные проблемы с эндокринной системой.

Важными для развития являются влияние гиподинамии, чрезмерных физических нагрузок, оперативных вмешательств и наркоза, неблагоприятных или резко меняющихся метеорологических условий, аллергии и т.д.

Основой развития болезни является сбой системы адаптации к стрессам, из-за чрезмерных психических, эмоциональных нагрузок происходит разбалансирование обмена веществ и гормонального баланса. Страдает координирующая деятельность гипоталамуса и нервной системы. Как результат — формирование неприятных симптомов в сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах.

Проявления болезни

Они очень разнообразны и могут отличаться даже у одного и того же ребенка в разные возрастные периоды. Описывается примерно 30 синдромов и около 150 характерных жалоб при различных формах ВСД.

Основной группой жалоб будут головные боли различных локализаций и интенсивности. Боли могут локализоваться в области висков или лба, могут иметь характер давящих, распирающих, острых, пульсирующих. Они могут провоцироваться ездой в транспорте, сменой погоды, физическими или психологическими нагрузками. Могут сопровождаться слабостью, повышенной утомляемостью, головокружениями при смене положения тела.

Характерны кардиалгии (боли в области сердца), астения, невротические расстройства, нарушения сна, расстройства дыхания и сердцебиения, часто отмечаются так называемые вегетативно-сосудистые пароксизмы (приступы) с дрожанием рук, внутренней дрожью, миалгиями, болями в суставах, отечностью тканей, перебоями в работе сердца, ощущением жара в лице, субфебрилитетом, обмороками.

Обычно данные жалобы нарастают к 4-8 годам жизни, выявляются явные сдвиги в вегетативном тонусе — врач может отметить мраморность кожных покровов, снижение температуры тела или отдельных участков тела (руки, ноги), с усилением их потливости. Такие малыши обычно имеют повышенную массу тела, по натуре боязливы, нерешительны, застенчивы. Постепенно, с возрастом, могут нарастать нарушения деятельности внутренних органов и невротические расстройства, достигая своего пика к половому созреванию, когда в клинику добавляется еще и влияние гормонов. Нарушения отмечаются со стороны сердца и сосудов, дыхания, пищеварения, мочевыделения и поддержания температуры. Дети жалуются на головокружения, расстройства сна и аппетита, могут быть заикание и недержание мочи.

Наиболее устойчивыми являются признаки:

  1. кардиалгии;
  2. сердцебиения;
  3. сосудистая дистония;
  4. вегетативные дисфункции;
  5. дыхательные расстройства;
  6. системно-невротические нарушения. все они в той или иной мере присутствуют у детей.

Различные картины болезни

Врачи выделяют у детей ведущие клинические синдромы, разберем каждый из них чуть подробнее.

Синдром вегетативной дисфункции характеризуется красным дермографизмом (когда проводишь ногтем по коже, на ней остается выраженная красная полоса, слегка приподнятая над поверхностью кожи). Характерно усиление локальной потливости, особенно рук и ног, неприятные ощущения в области сердца, «пятнистое» покраснение верхней половины грудной клетки, чрезмерная потливость подмышек и синюшность кончиков пальцев кистей рук, их дрожание, неинфекционный субфебрилитет с колебанием температуры, температурная асимметрия под левой и правой подмышками.

Синдром психических нарушений характеризуется эмоциональной неустойчивостью, с плаксивостью, нарушениями сна, частыми пробуждениями, кошмарами, ощущением страха, боязнью болей в сердце. У таких детей более высокие уровни тревожности, они обычно замкнуты, винят себя во всех болезнях и проблемах, нерешительны, неспособны принимать решения самостоятельно.

Синдром адаптационных нарушений или астенический синдром. Проявляется он в виде быстрой утомляемости, частой слабости, непереносимости тяжелых и даже умеренных физических и психологических нагрузок, чувствительности к смене погоды. Считается, что в основе данного синдрома лежит нарушение поступления к тканям достаточного количества кислорода.

Синдром гипервентиляции, или респираторный, проявляется в субъективном ощущении у ребенка нехватки воздуха, особенно в душных помещениях или незнакомых местах, чувстве сдавливания в области грудной клетки. Дети отмечают, что им трудно делать вдох, поэтому они стараются изменить ритм и глубину дыхания. Некоторые дети дают клинику, похожую на приступы удушья, хотя анатомических предпосылок для нее нет. Частыми причинами приступов являются физические и психические нагрузки, духота, резкие смены холода на тепло, поездки в транспорте.

Синдром нарушения мозгового кровообращения (цереброваскулярный) характеризуется головными болями, головокружениями, шумом в области головы и в ушах, дети склонны к обморокам.

Сердечно-сосудистый синдром — один из самых объемных в клинике ВСД, причем в нем выделяется еще несколько вариантов. Основными жалобами в нем является различной интенсивности боль в сердце, колебания артериального давления, учащение ритма сердца, появление в сердце функциональных шумов, аритмии и изменения, выявляемые на ЭКГ.

Особыми вариантами течения ВСД являются мигрени и обморочные приступы. Мигренью называют наследственно передающиеся нарушения в вегетативной нервной системе, которые характеризуются периодами головных болей, достаточно тяжелых и мучительных.

Выделяются неосложненная форма мигреней и осложненная, которая сопровождается кратковременными нарушениями в чувстви¬тельной, двигательной и речевой сферах. Приступы мигреней чаще возникают у девочек, обычно уже в школьном возрасте, и могут прекратиться почти полностью после установления менструального цикла. У мальчиков они обычно появляются с периодом полового созревания.

ВСД, протекающая по типу обморочных приступов, характеризуется кратковременными потерями сознания у детей и подростков за счет кратковременных нарушений тонуса сосудов и гипоксии головного мозга. В течение приступа выделяются несколько стадий. Первая характеризуется чувством потемнения в глазах, мель¬каниями мушек, шумом в ушах, головокружениями. Затем наступает стадия потери сознания на одну-две минуты с падением на пол, а после нее наступает стадия выхода из обморока, во время которой ребенок слабый, у него чувство разбитости. Эта самая неблагоприятная в плане прогноза форма течения ВСД обычно возникает у детей с неблагоприятным неврологическим статусом.

02.04.2012

Парецкая Алена
врач-педиатр, член Ассоциации консультантов
по естественному вскармливанию, член ассоциации МАКМАХ,
специалист по питанию детей раннего возраста,
руководитель проекта «Детский доктор»

Источник