На занятиях йоги кружится голова и тошнит
Что делать, если при повороте головы в позах стоя и прогибах назад начинает кружиться голова? Почему в некоторых случаях балансы приводят к нестабильности? Причина может быть в ухудшении кровообращения головного мозга из-за остеохондроза и других проблем с позвоночником.
Года три назад на утреннем обходе в отделении нейрореанимации, заведующий, зная о моем увлечении йогой, задержал меня у постели симпатичной девушки Анны. Мол, смотри, до чего твоя йога может довести. Девушке ставили суровый диагноз — «инсульт в вертебро-базилярной системе». (Вертебро-базилярная система — ВБС — осуществляет кровоснабжение одной трети мозга. Она охватывает шейный отдел спинного мозга, мозговой ствол и мозжечок, часть зрительного бугра и гипоталамической области, частично затылочные, теменные и средне-нижние отделы височных долей мозга).
Подсчет позвонков
Я посмотрел историю болезни Анны, там было записано, что накануне вечером она посещала класс йоги и делала упражнения, растягивающие шею. Могу сказать по опыту, что возникновение проблемы после чего-либо не всегда значит, что проблема возникла именно из-за этого. Причина может скрываться глубже и дальше. Давайте попробуем разобраться.
Анна на шее
Нельзя не признать, что при некоторых состояниях к шее нужно относиться с особым пиететом. Одно из таких состояний — синдром позвоночной артерии. Позвоночные артерии снабжают кровью мозжечок, таламус и ствол мозга, где расположены жизненно важные нервные центры: сосудодвигательный, дыхательный и другие. Можно долго жить почти без половины коры головного мозга, хотя, конечно, такая жизнь будет полубессознательной. Но следует быть очень острожными — даже микроинсульт в стволе может привести к летальному исходу.
Отключенное питание
Ход позвоночных артерий устроен хитрым образом. Они лежат в костном канале, образованном отверстиями поперечных отростков шести верхних шейных позвонков. Покинув канал, они резко меняют ход с вертикального на горизонтальный, идут друг к другу, потом входят в череп через большое затылочное отверстие. В результате в норме при повороте головы происходит снижение кровотока в артерии противоположной стороны.
У человека не очень здорового, например, страдающего выраженным остеохондрозом шейного отдела позвоночника, кровоток в одной из артерий может быть снижен изначально. При сильном повороте головы снижается кровоток и в другой артерии. Мозг недополучает питание. То, как дальше развивается ситуация, зависит от степени и длительности снижения кровотока, что всегда индивидуально. Кто-то отделывается головной болью, у другого компенсаторно подскакивает артериальное давление, третий страдает тошнотой и головокружением, иные знакомятся с нейрореанимацией.
Резкое снижение кровотока может быть и рефлекторного происхождения. Мышцы в ответ на неадекватную растяжку реагируют спазмом. Если это произошло с подзатылочными мышцами — снизится питание мозга кровью. Скорее всего так и было у Анны. К рефлекторному спазму вертебральной артерии может привести раздражение остеофитом (костным выростом) окружающего его нервного сплетения.
Йогу на заметку:
Информация может быть полезна преподавателям йоги, студентам а также тем, кто только идет в классы йоги. Перечисленные в этой публикации сосудистые неприятности обычно случаются при избыточных поворотах шеи, а также при запрокидывании головы назад. Первое, например, происходит, когда ученик с нераскрытым тазом и грудной клеткой изо всех сил пытается повернуть голову в сторону потолка в Уттхита Триконасане (поза Вытянутого треугольника). Примеры второй ситуации — это Уштрасана (поза Верблюда) и Вирабхадрасана I (поза Воина I). Самыми частыми ранними симптомами снижения кровотока по позвоночным артериям бывают головокружение, чувство нестабильности, головная боль, тошнота, а также внезапное чувство нереальности происходящего. Что делать, если это случилось с вами или вашим учеником? Первая помощь будет заключаться в том, что нужно вывести ученика из позы (или выйти из нее самому) и лечь в Шавасану (поза Мертвеца). В особо тяжелых случаях лучше сразу вызывать скорую помощь.
Фото: David Martinez Иллюстрация: Корнил Пузанков
Источник
Пожалуй, у всех практикующих на занятиях иногда возникают проблемы. У кого-то кружится голова в прогибах, у других есть проблемы со спиной или коленями, или же мешают вредные привычки. Кому-то сложно наладить режим дня или даже просто «найти» время для йоги.
Описанные ниже трудности характерны не только для начинающих. На деле, некоторые из них — этакая «бомба замедленного действия»: сначала они не приносят хлопот, а вот с течением лет, когда человек невольно начинает чувствовать себя «опытным йогом», тут-то и проявляются. Как правило, начинающим досаждают трудности, связанные с недостатком внимания и ограничениями физического тела, в то время как опытные практикующие встречаются лицом к лицу с более изощренными проблемами, которые коренятся в чувстве эго, «эгоизме», который вовсе не уходит «автоматически» по мере освоения разных техник, какими бы хорошими и полезными они ни были.
Не обязательно все проблемы в приведенном ниже списке актуальны лично для вас. Но что-то наверняка окажется полезным (а то и два-три пункта сразу!). Распознав проблему, мы попробуем найти пути ее решения.
1. Сонливость, невнимательность. В зале зачастую одновременно занимаются не менее 10-15 человек, поэтому у преподавателя далеко не всегда есть возможность заметить (и более подойти и поправить) вашу ошибку. Невнимательность приводит не только к неправильным действиям и нулевому результату от упражнения, но и может вызвать травму (например, колена, шеи, или поясницы). Отправляться на занятие по йоге надо полностью пробудившись, как на важное совещание, где присутствует начальство: не «зевайте», не заглядывайтесь на окружающих, не витайте в облаках. Полностью присутствуйте «здесь и сейчас». Если вы заметили, что регулярно «спите» на утренней йоге — возможно, надо раньше ложиться. Или выбрать вечернее занятие. Прохладный душ перед йогой (или хотя бы просто поплескать на лицо холодной водой в уборной йога-центра) на удивление хорошо помогает от «греха» невнимательности. Некоторым полезно перед занятием мысленно «замотивировать» себя, вспомнить, зачем пришли на занятие, сколько стоил абонемент, и какие цели поставлены. В гонке повседневной жизни ценность одного часа «обычного» занятия иногда просто теряется — но на йоге это особенно грустно. Многие знаменитые и успешные люди нашего времени получили (и получают!) большую пользу от йоги, делая ее с интересом, искренней мотивацией, внимательно, осознанно.
2. Сотовый телефон. Телефон в зале — враг йога номер один! Ни в коем случае не кладите телефон рядом с ковриком на занятии: факт в том, что он вас будет сильно отвлекать, даже если включен бесшумный режим. И, конечно, не отвечайте на смски и сообщения соцсетей на занятии: это полностью нарушает концентрацию. Лучше всего положить телефон в сумку, которую вы берете в зал, или если не берете — оствить в шкавчик, на ресепшн или в раздевалке в ваших вещах. Телефон вреден на йоге, даже если он не звонит! Если же вы ждете важного звонка по работе, и никак не можете обойтись без телефона на ближайшие 1.5 часа, то хотя бы в зале займите место рядом с выходом — чтобы, когда вам позвонят, выйти быстро и минимально отвлекая других. Вид человека, выбегающего с другого конца зала с пиликающим телефоном (особенно обходя и задевая людей, принявших замысловатые позы), способен испортить настроение всем присутствующим и говорит, как минимум, о вашем несерьезном отношении к йоге.
3. Чрезмерное любопытство (беспокойный ум). Обратная сторона сонливости, апатии — суетливость и чрезмерное любопытство на занятии. Не важно, как делают текущую асану другие, даже преподаватель — важно, как делаете вы сами! Поэтому во время отсройки позы обводить взором весь зал и отмечать, как кто делает — бессмысленно и вредно для вас. Это может показаться забавным, но некоторые признаются, что каждый раз смотрят, как кто делает, и мысленно даже ставят оценки! Некоторых может серьезно расстроить, если преподаватель делает ту или иную позу не идеально — а важно ли это для вашего лично здровья и вашей практики? Такое — на первый взгляд, «внимательное», отношение лишает вас возможности сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях, что фактически важнее всего на занятии. Честное слово, лучше порой не посмотреть на преподавателя и других и очень внимательно сделать совершенно не ту позу, чем все время отвлекаться! Также не стоит спрашивать инструктора, «а для чего эта асана? она полезна?», т.к. во-первых, перечисление полезных эффектов асаны может занять далеко не одну минуту, а во-вторых, считать, что какая-либо асана имеет ограниченный полезный эффект — весьма поверхностный взгляд: любая йогическая техника на деле имеет десятки полезных эффектов, причем даже не всегда преподаватель может знать о них всех. Если не знает — вы поставите его (ее) в неудобное положение, если да — с гарантией отвлечетесь от реальной практики не только вы, но и весь класс. Польза от техник несомненно придет — но только если вы занимаетесь спокойно и внимательно. Успокойте себя осознанием, что йога в целом полезна для всего организма, и просто честно практикуйте.
4. Кишечные газы. Довольно забавная проблема, но она существует. При неправильной диете (с избытком бобовых или некачественного молока, например) практикующий испытывает повышенное газообразование в кишечнике. Газы обычно выходят в таких асанах, как Адхо Мукха Шванасана («Собака мордой вниз»), Баласана («Поза ребенка»), и многих других. Это некрасиво выглядит, и отвлекает вас и других. Однако сдерживать газы вредно! Решить проблему можно: 1) сбалансировав диету; 2) выпивая сок 1 лимона с водой натощак; 3) делая Паван муктасану («Позу высвобождения ветра») до занятия. Наконец, если конфуз все же произошел, не корите себя. Имидж и высокая самооценка не высоко ценятся в йогической среде, так что настоящего повода огорчаться нет. К тому же, люди никогда не чураются кого-то, кто выставил себя в невыгодном свете (это даже может сблизить в незнакомом кругу, сломать стену отчужденности) — а вот человека, который сильно озабочен тем, чтобы все время производить хорошее впечатление, всегда заметно, и его ждут проблемы в любом коллективе. В общем, проблема газов, на самом деле, больше ментальная, чем физилогическая.
5. Физкультурное рвение. Есть люди, которые считают, что «без боли нет прогресса в йоге», путая ее с бодибилдингом. Вид человека, с перекошенным от напряжения лицом выполняющего ту или иную асану — поистине типичен, и удручает. Если в той или иной йогической практике вы не способны расслабить лицо и выровнять дыхание — возможно, вы просто делаете что-то неправильно. Как известно, хатха-йога работает не за счет мышечного сокращения, а за счет, наоборот, растяжения мышц, а также давления на те или иные внутренние органы — чему вы, конечно же, мешаете, если напрягаете все тело, например, в Бхуджангасане («Позе кобры») или Пасчимоттанасане («Позе вытяжения спины»). Многие позы йоги можно условно назвать силовыми — такие, как Навасана («Поза лодки»), или Шалабхасана («Поза саранчи»), но и даже в них не надо группировать все тело, как при прыжке с парашютом! Каждую асану желательно принимать и держать с минимальным мышечных усилием, пошагово расслабляя те мышцы, которые не участвуют в удержании нужного положения тела (а таких всегда немало!). В итоге, с занятия по йоге вы выходите не как кошка, которую помыли, причем в стиральной машине, а с легкой улыбкой и расслабленным телом, и в полном спокойствии — только в этом случае можно говорить о полезном эффекте даже интенсивных упражнений. Если же после занятия у вас дрожат руки-ноги, сознание спутано, футболка промокла от пота, и есть только концепция в уме, что вы «хорошо поработали» — то, по большому счету, занятие прошло впустую. С опытом придет искусство расслабления и достижения спокойствия, это вопрос внимательности и, иногда, времени.
6. Обдумывание, оценка, критика, и самодеятельность. Есть тип практикующих, которые ходят на групповые занятия, но считают, что умнее всех, и лучше разбираются в йоге, даже чем преподаватель. На занятии у них на лице читается бешеная работа мысли, «обдумывание» (т.е. происходит процесс, обратный тому, который должен иметь место — очищение от лишних мыслей и, в идеале, вообще «остановка» ума), на людей на соседних ковриках человек смотрит критически: с одобрением или неодобрением — а может порой и вскочить, чтобы «помочь» соседу войти в сложную позу (грубое нарушение этики по отношению и к занимающемуся, и к преподавателю). Ведущему занятие такие люди нередко задают «полезные» вопросы по влиянию той или иной асаны на организм, или даже сообщают, что «а вот на мастер-классе у такого-то я научилась делать эту пранаяму не так, как вы показали — можно, я буду делать так-то и так-то?» Это очень отвлекает всех — а главное, в первую очередь самого этого человека! В конце занятия такой практикующий может подойди к ведущему и сообщить, что «в этот раз было маловато поз на вытяжение косых мышц спины», или что-то подобное. Узнали себя в этом портрете? Срочно бросайте обдумывать то, что вы делаете на йоге!) Для своего же блага. Иллюзия контроля надежно оставляет вас за бортом реально происходящего на йоге — того, что не видно на поверхности. Этот проблемный пункт развивает П.3, это его естественное продолжение: беспокойство ведет к обдумыванию, обдумывание — к самодеятельности.
7. Головокружение, тошнота, негативные мысли и злость, невозможность расслабиться в Шавасане в конце занятия. Такие «побочные эффекты» практики я выделил в общую категорию, потому что проблема одна: токсины, ментальные и физиологические (химические). Не секрет, что в наши дни многие продукты содержат незначительное количество вредных веществ — они не опасны по отдельности, но начинают ослаблять организм, если вы потребляете их регулярно. Для освобождения от пищевых токсинов принципиально важно наладить отличное пищеварение (и, пардон, регулярную эвакуацию отработанной пищи, 1-2 раза в день, не реже), периодически делать чистки (Шанкха-пракшалана — лучшая и самая мощная из них, даже в половинной версии), а также, возможно, сделать один день в неделю — на выходных — «разгрузочным»: поголодать или пить только свежие соки и воду, травяные чаи. «Одной йогой» организм тоже очистится, но это произойдет медленно, поэтому Шаткармы предписаны Патанджали всем, у кого в организме копится Ама, слизь (токсины) — а сейчас такие почти все, кто не дружит со спортом. С ментальными «токсинами», напряжением и негативными проявлениями ума полезно расправляться с помощью ментального же «детокса»: дней (постов) молчания, практикой медитации, Йога-нидры, успокаивающих пранаям. Если вы заметили, что на йоге в вас просыпается беспричинный гнев, или, наоборот, повышается «чувство жалости к себе» (некоторые даже плачут) — это нормально на первых порах, если же проблема остается, стоит посоветоваться с преподавателем, как ускорить процесс очищения. «Кайф» от таких побочных эффектов может получать только серьезно больной человек.
8. Страх перед сложными асанами или (не всегда рациональное) нежелание делать ту или иную технику. Не все практики йоги одинаково приятны. Вам могут нравиться одни асаны и пранаямы, и вообще не нравиться другие. При этом, часто ум «подсказывает», что неприятные техники вам «не нужны»! Такая уловка ума обусловлена негативным «самскарами»: загрязнениями, привычками, слабостями характера. В рамках выбранного стиля йоги лучше делать все предлагаемые упражнения, не сильно раздумывая об их «приятности» или полезности для вашего организма. Ведь для получения реального результата надо делать йогу целиком, в комплексе, и всегда найдутся техники, которые вам не очень симпатичны. Их надо делать все равно, только еще более тщательно и внимательно — и не только к выполнению самой техники, но и к своим физическим ощущениям, и ментальным реакциям (мыслям, оценкам), эмоциям.
Зачастую бывает так, что какая-то техника не нравится просто потому, что вы делали ее не совсем правильно, слишком усиленно, или просто она пока непривычна; но при хорошем, «честном», освоении она может потом даже стать «любимой»! Если вам на занятии встречается практика, которую «вот не буду делать, и всё» — сделайте, хотя бы в качестве эксперимента. Это же касается и освоения сложных асан: знающий преподаватель всегда найдет для вас приемлемый вариант выполнения, а постепенно вы сможете делать и полный вариант, пусть даже сначала несколько секунд. Я встречал людей, которые отказывались делать Бхастрику, мотивируя это тем, что эта техника якобы не полезна — при этом, дальнейшие расспросы открывали, что медицинских противопоказаний нет; просто было страшно делать интенсивную практику. Понятно, что еще сложнее бывает приступить к позам на прогибы (это проверка на способность «раскрывать сердце»), или, скажем, перевернутым позам (проверка на «доверие к Вселенной»). К сложным, страшным, «нелюбимым» техникам всегда подходите с осторожностью, начинайте их делать не спеша, понемногу, под наблюдением инструктора — чтобы не получить травму и таким образом «подтверждение», что «эта асана опасная и вообще мне не нужна».
9. Недоверие к преподавателю. Если вам зачастую кажется, что преподаватель «дает йогу не так, как надо», возможны только три варианта: либо инструктор и правда не достаточно квалицированный (и тогда все просто), либо вы попали не на тот вид йоги, какой вам нужен на данном этапе (и тогда тоже все очевидно) — либо же вы страдаете банальным недоверием к преподавателю. Это досадоное качество встречается очень часто, т.к. недоверие к другим людям — вообще характерная тенденция времени. В наши дни новости давно стали рекламой, политические, церковные, духовные авторитеты нередко подорваны, в любой области полно шарлатанов, и в целом в современной жизни много противоречий (или, по крайней мере, так кажется). Вокруг множество видов и стилей йоги, и целая армия преподавателей, так что далеко не просто найти то, что вам нужно, и полезно. Иногда бывает так, что и стиль йоги вроде подходит, и преподаватель с кучей дипломов и опытом работы, и йога-центр крайне популярный. А все-таки, что-то не так. Манера подачи материала вызывает раздражение, вокруг на ковриках сидят странные, глупые люди, которые делают все не так, музыка вообще не подходит для практики, зал слишком холодный, «палочки какие-то мерзкие горят, воняют», и так далее. В целом, возникает резкое желание все это исправить, улучшить. Хочется подсказать преподавателю, как лучше объяснять то или иное упражнение; хочется помочь некоторым недалеким людям в зале, потому что они делают все не так. При этом, вам может казаться, что проблема не в вас, но это не так. Может казаться, что вы «опытный практикующий», и это тоже не так: на деле — вы плаваете совсем на поверхности. Проблема в том, что фокус внимания остается снаружи, но в русле йоги (любой) критически важно сместить его внутрь, развернуть на себя. Ведь вы пришли заниматься собой, а не другими? Так оставьте других людей и вообще все рассуждения о практике в покое. «Не мои проблемы» — в данном случае лучшая постановка вопроса. Просто делайте ту асану или пранаяму точно так, как предлагает преподаватель, как бы глупо и «непродвинуто» это не казалось. Со временем вы поймете, что в йоге много тонкостей, о которых вы и не подозревали. Если вы доверяете выбранному стилю йоги, преподавателю — так и доверьтесь полностью! Другого пути нет. Если же доверие так или инчае подорвано — уходите, и найдите того, кому можно довериться полностью, иначе йога не пойдет. «Сначала проверяй, потом доверяй», альтернативы нет, т.к. в противном случае неизбежно «включатся» пункты 3, 6, 8, а возможно, и все остальные!
10. Неорганизованность и отсутствие рвения, желания заниматься. Это банальная, но серьезная, реальная проблема как для новичков, так и для опытных практикующих. Часто бывает так, что образ жизни, график работы и отдыха, множество бытовых, деловых, личных, финансовых задач — все это сильно отвлекает от занятий. Приходя на йогу, вы в который раз замечаете, что сил просто нет, и волей-неволей занимаетесь вполсилы. На занятии все устраивает, но энергии «прорываться» нет, и вы не чувствуете прогресса, а также не получаете удовольствия от практики. В таком случае бывает полезно просто больше следить за собой: хорошо высыпаться и питаться, уделять время релаксации в свободное время (например, делать отдельно, дома, Шавасану и Йога-нидру, когда есть такая возможность). Если просто «нет сил» или времени — поможет составить (на бумаге или в планшете) график дня, и посмотреть, подумать, где можно освободить время — пусть даже немного, хоть 15 минут — для того, чтобы побыть наедине с собой, в тишине, на природе, или даже немного поспать, чтобы набраться сил. Йога — не говоря уже о работе и семье — требует больших усилий, и важно не «перегореть» — а это бывает, если давление на вас и так, «в быту», довольно большое (а кому сечас легко?). Фактически, все перечисленные выше проблемы становятся гораздо мельче, и с ними легче разобраться, если вы хорошенько отдохнули, и со свежими силами и ясной головой пришли на йогу. Пусть это не прозвучит ересью, но иногда, если вы сильно устали и чувствуете, что силы и стресс на пределе — лучше даже пойти не на йогу, а покушать и поспать. Йога хорошо восстанавливает организм, и снимает стресс, но она и сама требует сил! Последние силы лучше оставить на базовые нужды, на основание пирамиды Маслоу, а йога — это вершина ее. Умение прислушиваться к своему организму, действовать согласно обстоятельствам (а не как вы запланировали в Новый год) — очень важная черта настоящего йога, одно из слагаемых успеха.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Источник