Меня тошнит в морге

Для обеспечения санитарно-гигиенической чистоты готовят тело к похоронам в морге. Мероприятия предотвращают распространение инфекций, трупных запахов. Помимо манипуляций для безопасности окружающих, можно заказать нанесение посмертного макияжа, проведение бритья, укладки волос.

Когда начинается подготовка тела в морге к похоронам

После вскрытия проводится санитарная обработка тела умершего человека. Санитары моют покойников в морге. Для родственников усопшего процедура бесплатна. Когда патологоанатом или судмедэксперт зашьет труп, работники проводят необходимые манипуляции, готовя труп к похоронам.

Помимо основных бесплатных процедур, есть возможность заказать бальзамирование. Это необходимо, если погребение состоится больше, чем через трое суток после смерти. Цыгане и некоторые кавказские народы проводят похороны после того, как с усопшим попрощаются все родственники. Существует несколько методов, тормозящих процесс разложения. Они осуществляются, когда готовят тело к похоронам.

Предварительная подготовка тела

Работники морга готовят тела к похоронам бесплатно. Минимальный набор мероприятий придает усопшему свежий вид. После установления причины смерти, выписывается врачебное свидетельство. Документ выдается родственникам или агенту похоронной организации, представляющему семью покойного для последующего погребения.

В морге тело хранится до пяти суток. По истечении этого времени его забирают для похорон или оставляют на платное хранение, если существует необходимость. В морге готовят труп в такой последовательности:

  • Омовение. В морг тело прибывает испачканным каловыми или рвотными массами из-за естественного расслабления сфинктеров или если труп привезли найденным в лесополосе. Обмыть почившего нужно. После смерти подтекают жидкости. Выделения из ушей или носа пачкают волосы, голова нуждается в мытье.
  • Дезинфекция мертвого тела тормозит процесс разложения, не допускает распространения вероятных инфекций. С наступлением смерти наличие порезов, язв, рожистых воспалений ускоряет гниение.
  • Тампонирование в морге проводится посредством введения в естественные отверстия тела смоченных специальными составами тампонов. Их бактерицидное свойство препятствует разложению.
  • К устранению запаха прибегают, если труп привезли в морг не сразу после наступления смерти или почивший страдал при жизни лишним весом.
  • После вскрытия трупа экспертом, санитары гримируют покойников. В отдельном отсеке здания мертвых наряжают, готовят к похоронам, прежде чем вывезти в траурный зал к родственникам.
  • Одевают покойников в морге, исходя из традиций религии или пожеланий родственников. Работники морга предупреждают близких усопшего о необходимости готовить одежду для похорон большего размера, нежели тот, что был у умершего при жизни.
  • Помыв волосы, их сушат и делают укладку парикмахерскими инструментами. Телам, у которых не закрывается рот, челюсти скрепляют изнутри скрепками или проволокой. Изуродованные трупы, например, после аварии, восстанавливаются – работники морга готовят протезы из глины, гипса, алебастра, ваты, воска. Для предотвращения проваливания глазных яблок, под веки подкладывают вату или выпуклой формы пластмассу.
  • Перекладывание тела со стола в гроб, придача естественной позы, для чего фиксируют руки и голову.
  • Размещение ритуальных предметов, цветов. В некоторых случаях близкие усопшего просят положить к телу личные вещи, украшения.
  • Вывоз гроба с покойным в траурный зал морга и передача родственникам для проведения похорон.

В морге родственники проявляют инициативу, готовя тело к похоронам, заказывая бальзамирование, устранение дефектов, наступивших в результате смерти.

Подготовка лица

После смерти лицо человека меняет свои черты. В случае обширных повреждений вследствие несчастного случая или насильственной смерти нужно восстановить поврежденные участки. Перед гримированием покойника наносят маску на лицо, в состав которой входят формалин, спирт, глицерин и тройной одеколон. Эта смесь придает коже слегка розоватый оттенок и улучшает ее состояние.

Родственники покойного приносят работникам морга фотографию умершего, чтобы иметь представление как подготовить лицо покойника к похоронам. Поскольку кожа мертвого тела холодная, ее подогревают феном, чтобы лучше ложилась косметика. Для посмертного макияжа используют тональный крем, пудру, помаду. По желанию работники морга могут подкрасить брови. Помимо традиционных средств для грима, применяют акриловые краски.

Можно ли в морге попросить переодеть покойника

Перед похоронами тело покойного одевают родственники. Если умерший находится в морге, его готовят к похоронам работники заведения – переодевание входит в сферу их компетенции.

Должностная инструкция санитара морга обязывает его готовить тело после процедуры вскрытия. Одеть покойника, уложить в гроб и передать родственникам относится к перечню бесплатных услуг отделения патоморфологии. Требуя за данные мероприятия деньги, работники морга нарушают Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле», поскольку их оплачивает государство.

Облачение в одежду

Судьба одежды покойного зависит от вида морга, куда он доставлен. Если заведение, в котором готовят тело к похоронам, находится при больнице, и смерть наступила в ее стенах или дома, то вещи умершего утилизируются, кроме тех случаев, когда родственники не выразили желание ее вернуть.

Когда труп найден или имеются следы насильственной смерти, вскрытием занимается судмедэксперт. После осмотра одежды и составления протокола, ее упаковывают и отдают близким, в органы дознания или лабораторию, где установят характер повреждения. Вещи, найденные при исследовании тела, вписываются в Акт СМЭ исследования и передаются должностному лицу, назначившему проведение экспертизы.

Опись одежды и личных вещей проводится в морге, с родственников берется разрешение на утилизацию.

В морге подготовка трупа к похоронам проводится без индивидуального подхода, в режиме потока. Это рутинная и бесплатная для санитаров работа. При заведении часто имеется агентство, которое берет на себя хлопоты по подготовке тела к похоронам.

Страдающие неизлечимыми болезнями или пожилые предпочитают готовиться к похоронам заранее и выбрать последний наряд. Одними движет желание облегчить близким задачу организации похорон, другие не доверяют вкусу родственников. В магазинах с ритуальными товарами представлен ассортимент одежды для усопших.

Родственники предоставляют в морг комплект одежды: нижнее белье, чулки или колготки женщинам, мужчинам – майку. Вещи должны быть новыми или бывшими в употреблении, но в хорошем состоянии, выглаженные. Готовят костюм, платье, туфли. Незамужних девушек погребают в свадебном платье и фате. Одежду берут на размер-два больше для удобства подготовки перед похоронами.

Среди православных бытует мнение, что нельзя погребать умершего в красной одежде. Игнорирование приметы повлечет за собой еще одну смерть. В иудаизме принято готовить тело к похоронам без воды и мыла, после чего облачают мертвого в будничную одежду или специальный саван. Состоятельного человека укутывают в кафян из трех покрывал, а бедного достаточно укрыть одним. У иудеев нет требований по поводу одежды для похорон, саван изготавливают для всех из одной ткани. Не принято кичиться богатством.

Читайте также:  Кошку тошнит от корма

Вещи привозят в морг за сутки до выдачи, пока готовят тело к похоронам. Помимо облачения, родственники предоставляют мыло, одноразовый станок для бритья, полотенце, платок носовой, одеколон.

Одевая, тело приподнимают, но не сгибают. Если предмет гардероба мал, его следует разрезать, надеть и стянуть сзади. Так поступают с рубашкой и пиджаком, которые не получается натянуть на умершего из-за окоченения организма. Женское платье надевают через верх.

Избегают декольте и коротких рукавов, чтобы скрыть неприглядную кожу.

Техники предохранения тела от преждевременного разложения

Мероприятия, направленные на сохранность тела для похорон – метод не обязательный, но набирающий популярность. Растворы для бальзамирования на долгий срок, которые готовят в России, считаются лучшими.

Нет необходимости в консервации тела, если оно будет захоронено или кремировано спустя трое суток с момента смерти. До недели труп без признаков гниения и ран может храниться в холодильнике морга.

Крупные мышечные ткани и полости обкалывают формалином, чтобы сохранить внешний вид трупа до похорон. Если готовят перевозку тела на большое расстояние, или если труп хранится больше семи дней и начал подгнивать – проводят полостное бальзамирование и введение препаратов.

Для недолгого хранения подойдет камера морга с температурой не выше +2 градусов. В современных холодильных помещениях в морге оборудование самостоятельно поддерживает необходимый микроклимат, вентиляция и система дезинфекции не допускают распространения инфекций и запахов. Долгосрочное сбережение тела до похорон лучше проводить при глубокой заморозке при минус 20 градусах. Такое тело готовят к захоронению перед заморозкой.

При бальзамировании тормозятся процессы разложения. Оно актуально при наличии у умершего опасных заболеваний инфекционного или вирусного характера. С его помощью устраняются признаки тления, кожа приобретает нормальный цвет. Это помогает родственникам пережить боль утраты, дает возможность увидеть его на похоронах в благоприятном для умершего виде.

В морге готовят тело к похоронам, чтобы родственники могли провести поминки и спокойно попрощаться. Помимо базовых этапов, которые бесплатны для обывателей, возможно запросить дополнительные услуги за отдельную плату. Вынос гроба из здания и перемещение до катафалка в обязанности работников не входит. Часть подготовки к похоронам людям необходимо выполнить самостоятельно.

Источник

Ãåðîé ýòîãî ìàòåðèàëà óæå 15 ëåò ðàáîòàåò ñàíèòàðîì ìîðãà. Èìåííî ýòè ëþäè âûïîëíÿþò «ãðÿçíóþ ðàáîòó» ïîñëå òîãî, êàê òåëî ïîïàäåò íà ñåêöèîííûé ñòîë. Ïðåäóïðåæäàåì: â òåêñòå ìíîãî ïîäðîáíîñòåé, î êîòîðûõ ÷óâñòâèòåëüíûé ÷èòàòåëü, âîçìîæíî, çíàòü áû è íå õîòåë.   äåòñòâå ÿ òî÷íî íå ìå÷òàë ñòàòü ñàíèòàðîì. Ìíå ýòà ìûñëü â ãîëîâó ïðèøëà ëåò â 20, à äî ýòîãî ðàáîòàë, ãäå ïîïàëî.  òå âðåìåíà ó ìåíÿ áûë çíàêîìûé, ó êîòîðîãî äðó㠗 ïàòîëîãîàíàòîì. Ìû êàê-òî çàøëè ê íåìó â ãîñòè, òàì ÿ óçíàë, ÷òî ñàíèòàð íå òàêàÿ óæ è ñëîæíàÿ ðàáîòà, ïîøåë è óñòðîèëñÿ èì. À îãðîìíîé òÿãè ñ äåòñòâà ó ìåíÿ íå áûëî.

Íèêîãäà íå ïëàíèðîâàë, íå èñïûòûâàë îñîáîãî èíòåðåñà ê óæàñòèêàì — äàæå àìåðèêàíñêèé êóëüòîâûé ìîðãîâñêèé ôèëüì «Ðåàíèìàòîð» ÿ ïîñìîòðåë, êîãäà óæå ðàáîòàë. Åäèíñòâåííîå, ïîõîðîíû íåìíîãî âïå÷àòëÿëè. Ìóçûêà, àòìîñôåðà, äàæå ñàìà ñèòóàöèÿ: ïðîèñõîäèò ÷òî-òî íåîáðàòèìîå, ÷åëîâå÷åñêîå òåëî çàêàïûâàþò â çåìëþ. Ó ìåíÿ åñòü çíàêîìûå, êîòîðûå ïðîñòî ïèùàò îò ýòîé òåìû, ñìîòðÿò ôîòîãðàôèè, âèäåîðîëèêè, òàê óæ èì â ìîðã õî÷åòñÿ! Õîòÿ åùå äàæå íè÷åãî ïîäîáíîãî íå âèäåëè è íå íþõàëè.

Êàê-òî çàøåë ê íàì îäèí çíàêîìûé — òàêîé âåñü èç ñåáÿ áðóòàëüíûé, íà îáëîæêàõ äèñêîâ åãî ëþáèìûõ ìóçûêàíòîâ, êàê ïðàâèëî, èçîáðàæåíû ìåðòâåöû è ìîãèëû. Êîãäà âûêàòèëè íàñòîÿùèé òðóï, îí â ñòåíêó âæàëñÿ, íà÷àë êðè÷àòü: «Íå íàäî, íå íàäî!» Èç ñåêöèîíêè ïóëåé âûñêî÷èë è áîëüøå íèêîãäà òàì íå ïîÿâëÿëñÿ.

Øóòêè ïðî ïüÿíûõ ñàíèòàðîâ

 ëèõèõ 90-õ áûë ïîëíûé áåñïðåäåë. Òîãäà ñàíèòàð ìîã ñåáå íà êâàðòèðó çàðàáîòàòü çà íåáîëüøîé îòðåçîê âðåìåíè — æèâûå äåíüãè êðóòèëèñü. Ñåãîäíÿ âñÿ ýòà îðãàíèçàöèè ïðåòåðïåëà î÷åíü ñèëüíûå ñòðóêòóðíûå èçìåíåíèÿ. ÑÌÝ (ñóäåáíî-ìåäèöèíñêàÿ ýêñïåðòèçà) — ýòî ñåðüåçíàÿ îðãàíèçàöèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ ïîëèöèåé, âîåííûìè, ïîýòîìó òóäà áåðóò ëþäåé ñ õîðîøåé áèîãðàôèåé. Äàæå íà òàêèå íèçêîêâàëèôèöèðîâàííûå äîëæíîñòè, êàê ñàíèòàð. Íî åùå ðàíüøå, ëåò 15-20 íàçàä, òóäà îõîòíî øëè ðàáîòàòü ïüÿíèöû, ëþäè ñ ñóäèìîñòüþ — ìàðãèíàëüíàÿ ïóáëèêà. Øëè îáû÷íî íî÷íûìè ñàíèòàðàìè. Ñåé÷àñ âñå ïîìåíÿëîñü êîðåííûì îáðàçîì. Óæå ëåò 10 ÷åëîâåê ñ êðèìèíàëüíûì ïðîøëûì, íå èìåÿ îïûòà, áåç ñðåäíåãî ìåäèöèíñêîãî îáðàçîâàíèÿ íå ìîæåò âûéòè íà ðàáîòó. È âîîáùå, ìîæåò ïðîñòî íå ïðîéòè ôýéñêîíòðîëü, åñëè âûãëÿäèò êàê-òî íåîáû÷íî.

Ñåãîäíÿ âñå î÷åíü ñòðîãî, íå òî, ÷òî ðàíüøå. Òîãäà è òâîðèëèñü âñÿêèå ìîðãîâñêèå äèêîñòè, î êîòîðûõ òàê ëþáÿò ðàññêàçûâàòü. Òåïåðü òàì âñå ñòðóêòóðèðîâàíî, îðãàíèçîâàííî — áëàãîäàòü è ïîðÿäîê.

×òî êàñàåòñÿ íåêðîôèëîâ, òàêèå ñîöèàëüíî äåôîðìèðîâàííûå äåâèàíòû ñåãîäíÿ âðÿä ëè ïðîéäóò ñêâîçü ñèòî ìåäèöèíñêîé êîìèññèè ÑÌÝ.

Áûòóåò ìíåíèå, ÷òî â ìîðãå ïðîöâåòàåò ïüÿíñòâî — ýòî íå ñîâñåì òàê. 15 ëåò íàçàä äàâàëè ðóêè ìûòü ñïèðòîì. Çà êàæäûé âñêðûòûé òðóï ïîëàãàëîñü ñòîëüêî-òî ãðàìì ñïèðòà. Íî, ðàçóìååòñÿ, íèêòî ðóêè íå ìûë, åãî ïðîñòî ïèëè. Ïðîñòî ïðåäñòàâüòå, êàæäûé äåíü ïðèõîäèòü òóäà, âñêðûâàòü ïîêîéíèêî⠗ ãíèëûõ, ïîñëå ïîæàðî⠗ ýòî íåïðîñòî. Òîãäà áûëî òàê: ïðèõîäèøü, ãðàíåíûé ñòàêàí âîäêè âûïüåøü — è çà ðàáîòó. Íî, íà ñàìîì äåëå, ýòî ïðîñòî çàâóàëèðîâàííàÿ ëèðèêà — âñêðûâàòü ìîæíî è áåç àëêîãîëÿ. Êàæäîäíåâíî ïüÿíûå ñîòðóäíèêè ìîðãà ñåãîäíÿ — ýòî óæå èç ðàçðÿäà áàåê.

 ïðèíöèïå, íàñòðîåíèå ó ðàáîòíèêîâ õîðîøåå, ïðèïîäíÿòîå. Ðàäèî èãðàåò íà ðàáî÷åì ìåñòå. Íåò òàêîãî, ÷òî âñå â òðàóðå êîâûðÿþòñÿ â òðóïàõ.

Ñàíèòàð, ñóäìåäýêñïåðò è ìåäðåãèñòðàòîð — òàêàÿ ñâÿçêà ðàáîòàåò ñ îäíèì òåëîì çà îäíèì ñòîëîì, äðóãàÿ ñâÿçêà — çà âòîðûì. Ïîêîéíèêà ïðèâåçëè, âñêðûëè, çàøèëè, îäåëè, òóò æå íà ñòîë äðóãîãî, íà÷èíàþò ñ íèì ðàáîòàòü. Ïîëó÷àåòñÿ ñâîåîáðàçíûé êîíâåéåð.

ß äàâíî çàìåòèë, ÷òî ïî-íàñòîÿùåìó äåïðåññèâíûå òîâàðèùè íå äåìîíñòðèðóþò ñâîèõ ñîñòîÿíèé: â áûòó îáùèòåëüíûå, âûãëÿäÿò ïîçèòèâíûìè, äàæå âåñåëûìè, îáëàäàþò õîðîøèì ÷óâñòâîì þìîðà. Íî â ãëóáèíå äóøè îíè êàê ðàç è ÿâëÿþòñÿ äåïðåññèâíûìè. Åñòü äðóãàÿ êàòåãîðèÿ — ëþäè âíåøíå óíûëûå è óãíåòåííûå, ÷àñòî ïðèâåðæåíöû ïîäðîñòêîâûõ ñóáêóëüòóð, âðîäå ãîòîâ, ýìî. Ïîäîáíûõ ïåðñîíàæåé â ìîðãå íå âñòðåòèøü.  îñíîâíîì ñîòðóäíèêè ïîçèòèâíûå, äàæå íåìíîãî òâîð÷åñêèå, âñòðå÷àþòñÿ ìóçûêàíòû. Âìåíÿåìûå ëþäè áåç êàêèõ-òî îòêëîíåíèé. Íåàäåêâàòîâ â ñòåíàõ ìîðãà ìíå âñòðå÷àòü íå äîâîäèëîñü.

Читайте также:  Может ли тошнить от поцелуев

Ïñèõèêà, âåðà è ðîäñòâåííèêè

Âî ìíå çà âðåìÿ ðàáîòû íå ïðîèçîøëî ðîâíûì ñ÷åòîì íè÷åãî. Íå ïðèïîìíþ, ÷òîáû ïðè âñêðûòèè îäîëåâàëè êàêèå-íèáóäü ðåôëåêñèè. Ýìîöèîíàëüíî íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò, ýòî ïðîñòî ðàáîòà.

Êñòàòè, ÿ çàìåòèë, åñëè âäðóã ïîïàä¸òñÿ íà ãëàçà âèäåî: âñêðûòèå, òðóï èëè êàäðû ñ ìåñòà ïðîèñøåñòâèÿ, — ñî ñòîðîíû âñ¸ ýòî êàæåòñÿ ðåàëüíî óæàñíûì. Êîãäà æå òû íà ðàáî÷åì ìåñòå, òåëî îò òåáÿ íà ðàññòîÿíèè ïîëóìåòðà, òû ñ íèì ðàáîòàåøü, — íè÷åãî íå âîñïðèíèìàåøü. Õîòÿ ÿ ñòàëêèâàëñÿ ñ òàêèìè ñàíèòàðàìè, êîòîðûå íå ìîãóò âñêðûâàòü äåòåé. Íåêîòîðûå ïîñëå òîãî, êàê âñêðîþò ìëàäåíöà, âûïüþò ñòàêàí, ìîãóò ïîïëàêàòü. Ñàì âèäåë, íî íèêîãäà íå ïîíèìàë, íå ðàçäåëÿë ýòîãî — êðîìå îäíîãî ñëó÷àÿ.

Ê íàì ïðèâåçëè ìîëîäîãî ïàðíÿ ïîñëå ÄÒÏ. Åù¸ íà êàòàëêå ëåæàë â îäåæäå — îïèñàëè âåùè. Íà åãî ãðóäè ëåæàë ìîáèëüíèê, è â ýòî âðåìÿ îí ïîçâîíèë. ß ñìîòðþ íà äèñïëåé, à òàì âûçîâ îò ìàìû. Òðóáêó òàê íèêòî è íå ðåøèëñÿ âçÿòü.

Ðàáîòà, ñêîðåå, óáàâèëà ó ìåíÿ âïå÷àòëèòåëüíîñòè, à ïðèáàâèëà êàêîé-òî æèçíåííîé îñòðîòû. Êîãäà òû êàæäûé äåíü ñòàëêèâàåøüñÿ ñ ÷üåé-òî ñìåðòüþ: ñïîíòàííàÿ ãèáåëü, ñìåðòü îò áîëåçíè, î êîòîðîé ÷åëîâåê óçíàë çà äâå èëè òðè íåäåëè äî êîí÷èíû (îá ýòîì ìîæíî óçíàòü èç èñòîðèè áîëåçíè) — õî÷åøü-íå õî÷åøü, à ïðèìåøü è ñâîþ êîíå÷íîñòü. ×åëîâåê íå îñîáî âåðèò â òî, ÷òî îí, êàê è âñå, ðàíî èëè ïîçäíî ëàñòû ñêëåèò: ïñèõèêà ïîëíîöåííî íå ïðîïóñêàåò ýòîò âàðèàíò. À òóò ñàìà æèçíü êàæäûé äåíü óáåæäàåò òåáÿ â ýòîì. ß áû íàçâàë ýòî «áûòîâûì îòðåçâëåíèåì».

Íà ðàáîòå ó íàñ îáû÷íûå áûòîâûå âåðóþùèå, ñ êðåñòèêàìè, êàêèìè-òî ñâîèìè âçãëÿäàìè. ß æå, ñêîðåå, àãíîñòèê. Ñëîâî «àòåèçì» ìíå íå íðàâèòñÿ. Ìèôîëîãè÷åñêóþ êàðòèíó ìèðà ÿ íå ïðèíèìàþ. Àòåèçì — ýòî ïðîòèâîïîñòàâëåíèå âåðå, ïîýòîìó ýòèì òåðìèíîì ÿ íå ïîëüçóþñü. Äà, â ìèôîëîãè÷åñêîãî Áîãà ñ áîðîäîé, êîòîðûé çà íàñ ÷òî-òî ðåøàåò, êàê-òî ðàñïîðÿæàåòñÿ, òåì áîëåå íàêàçûâàåò, ÿ íå âåðþ. Íî â êàêèõ áû ìîðãàõ ÿ íè ðàáîòàë, âñåãäà íà ïîëêàõ â ñåêöèîííûõ çàëàõ åñòü èêîíû è êðåñòèêè.

À çíàåòå, ïî÷åìó âèñÿò êðåñòèêè? Èõ ñ ïîêîéíèêîâ ñíèìàþò íà âðåìÿ âñêðûòèÿ, ÷òîáû íå ìåøàëè. Âåøàþò íà ãâîçäèê èëè åù¸ êàêîé êðþ÷îê â ñòåíêå, à ïîòîì îí çàáûâàåòñÿ. Òàê è ñîáèðàþòñÿ — ñî âñÿêèìè ìåäàëüîíàìè è ïðî÷èì. Íó à êóäà èõ åùå äåâàòü? Íå âûáðîñèøü, ïðàâèëüíî? Òàì îíè è âèñÿò ãðîçäüÿìè. Ýòî, ñêîðåå, íå ýëåìåíò âåðû, à áûòîâàÿ íåîáõîäèìîñòü.

 áîëüøèíñòâå ñâîåì ðîäñòâåííèêè ãîðþþò. Îáû÷íî ó âñåõ òðàóð. Ìíå ðàññêàçûâàëè, ÷òî â îäíîì îòäåëåíèè ìóæ-ñïåöíàçîâåö âûêðàë æåíó, îãëóøèâ íî÷íîãî ñàíèòàðà. Êóäà-òî ñ íåé óåõàë… Èõ ïîòîì íàøëè, êîíå÷íî.

×àñòî ðîäíÿ íå óçíà¸ò ïîêîéíîãî: âèäèìî, îòêàçûâàåòñÿ ïðèíèìàòü ðåàëüíîñòü. Ñàì ñòàëêèâàëñÿ ñ ýòèì.

Íå òàê äàâíî óìåð îäèí ìîé çíàêîìûé, ðåøèë ãëÿíóòü íà íåãî. È íå óçíàë, õîòÿ âèäåëèñü ïàðó äíåé íàçàä. Òàê îí åùå íå âñêðûòûé áûë! Ëàäíî, åñëè âñêðûòûé: êîãäà òàìïîíèðóåøü, øåÿ ðàçäóâàåòñÿ, òóäà âåäü âåòîøü çàïèõèâàåøü, è ðîò óòî÷êîé èíîãäà ïîäøèâàåòñÿ. Ëèöî, åñòåñòâåííî, íåñêîëüêî ìåíÿåòñÿ. Ðîäñòâåííèêè ñìîòðÿò íà òðóï è ãîâîðÿò: «Íå îí! Íó íå îí, è âñ¸!» Ïàñïîðò ïîêàçûâàåøü — îäíî ëèöî âåäü. Âñ¸ ðàâíî íå âåðÿò.

Êàê ðàçáèðàþò è ñîáèðàþò ÷åëîâåêà

Êîãäà âñêðûâàåøü, ìåíüøå âñåãî äóìàåøü î ÷åì-òî àáñòðàêòíîì. Äóìàåøü, ñêîðåå, êàê íå ïîðåçàòüñÿ, íå óêîëîòüñÿ èãëîé, êàê íå íàïîðòà÷èòü. Íàïðèìåð, íå ïðîïèëèòü ìîçãîâîå âåùåñòâî ïðè ðàñïèëå ÷åðåïíîé êîðîáêè èëè íå ñëîìàòü êîñòè ãðóäèíû; êàê âûäåëèòü îðãàíû ìàëîãî òàçà òàê, ÷òîáû ïîòîì íå ïðèøëîñü øòîïàòü è òàìïîíèðîâàòü ïî-õèòðîìó… Äóìàåøü î òîì, êàê áû òðóï íå ïîò¸ê, êîãäà åãî áóäåò îäåâàòü òâîé êîëëåãà. Òû íå ðàçâîäèøü ïîýçèþ: «×òî æå ÿ çäåñü ïðåäñòàâëÿþ, ñîáñòâåííî ãîâîðÿ?» Âàæíî äåëàòü âñ¸ àêêóðàòíî.

Åñëè âû âèäåëè âñêðûòèå, òàì ïîñëå ðàçðåçà, îòñå÷åíèÿ âñåãî îðãàíîêîìïëåêñà îò ñêåëåòà, çà ÿçûê äîñòàþòñÿ âñå îðãàíû. Îíè â ñâÿçêå — ÷òî-òî âðîäå ãðóøè ïîëó÷àåòñÿ. Áûâàåò, åå íåñåøü è íåìíîãî íå äîíåñåøü. Îíà âûñêîëüçíåò, øëåïíåòñÿ — è ýòè áðûçãè âî âñå ñòîðîíû.

Âîò ðàñïèë ÷åðåïà íå âñåãäà èäåò ëåãêî. Êàê ýòî ïðîèñõîäèò òåõíè÷åñêè: îòäåëÿåøü ëîñêóò, âåðõíþþ ÷àñòü íàòÿãèâàåøü íà ïîäáîðîäîê, íèç — íà çàòûëî÷íûé áóãîð, çàòåì îòñåêàåøü âèñî÷íûå ìûøöû, è ïîñëå óæå ïðîèçâîäèòñÿ ðàñïèë ÷åðåïíîé êîðîáêè. Ïèëà ýëåêòðè÷åñêàÿ, ðó÷íàÿ ðàñïèëêà óæå äàâíî â ïðîøëîì. Åþ ïîëüçóþòñÿ ëèáî êîãäà ýëåêòðè÷åñòâà íåò, ëèáî íà âûåçäå (îáëàñòíûå ìîðãè). Íàñêîëüêî òÿæåëî — çàâèñèò îò êîñòè. ×åðåïà ó ëþäåé, â ïðèíöèïå, îäèíàêîâû, íî, áûâàåò, îòëè÷àþòñÿ ïî òîëùèíå ëîáíîé êîñòè. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ëîáíàÿ êîñòü æåíñêîãî ÷åðåïà òîëùå ìóæñêîãî. À âîîáùå ÷åðåïíóþ êîðîáêó âñêðûâàþò äëÿ ýêñïåðòèçû — òóò âàæíî çàôèêñèðîâàòü, çàïðîòîêîëèðîâàòü èçìåíåíèÿ â ìîçãîâîì âåùåñòâå, äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ïðè÷èíû ñìåðòè íóæíî èñêëþ÷èòü âñ¸.

Ó ìëàäåíöåâ î÷åíü õðóïêèå õðÿùèêè — âñå ëåãêî ëîìàåòñÿ. À âîò ñòàðèêàì èíîãäà ïðèõîäèòñÿ äàæå ïèëèòü ðåáðà, ïîòîìó ÷òî íå ìîæåøü ðåáåðíûì íîæîì ðàçðåçàòü: õðÿùè îêîñòåíåâàþò. Ñ õðóïêèìè õðÿùàìè ëó÷øå ðàáîòàòü ñêàëüïåëåì. Ïðè âñêðûòèè êîðïóñà èñïîëüçóþòñÿ ðåáåðíûé, áîëüøîé è ìàëûé ñåêöèîííûå íîæè. Åùå âñïîìîãàòåëüíûé èíñòðóìåíò, ÷åðïàê, ÷òîáû êðîâü îò÷åðïûâàòü. Ìåíüøå êóõîííîãî ðàçà â äâà, è ñ áîëåå ãëóáîêîé ÷àøå÷êîé. Èç ñîâðåìåííîãî îáîðóäîâàíèÿ â ìîðãàõ ñåé÷àñ åñòü êðîâîîòñîñû è âñòðîåííûå â ñòîê «ìÿñîðóáêè».

Ïîñëå èçâëå÷åíèÿ îðãàíîêîìïëåêñ ãðóçÿò îáðàòíî â òåëî — åñëè ñóäìåäýêñïåðò è ïàòîëîãîàíàòîì óæå ïîðàáîòàë ñ íèì. Íó, êàê ïîðàáîòàë. Íàðåçàë ãèñòîëîãèþ (êóñî÷êè îðãàíîâ), ïîëîæèë â ñòåêëÿííûå ëèòðîâûå áàíî÷êè ñ ôîðìàëèíîì äëÿ ïåðåäà÷è â ëàáîðàòîðèþ. Ïåðåä òåì, êàê óëîæèòü ïðîðàáîòàííûé îðãàíîêîìïëåêñ è ìîçã îáðàòíî âî âñêðûòûé êîðïóñ, íóæíî ïðîâåñòè íåêîòîðûå ìàíèïóëÿöèè ñ òåëîì: ñ áîëüøåãî, ñëèâàåòñÿ êðîâü ñ êîíå÷íîñòåé — äëÿ ýòîãî äåëàåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ «ãèìíàñòèêà» (íå âåçäå ïðàêòèêóåòñÿ, íî æåëàòåëüíà), ïîñëå îñòàâøàÿñÿ êðîâü âû÷åðïûâàåòñÿ.

Êîãäà îðãàíîêîìïëåêñ çàãðóçèëè îáðàòíî, òåëî òàìïîíèðóåòñÿ âåòîøüþ (øåÿ, ìàëûé òàç, äåëàåòñÿ ëîæå âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà), çàòåì îíî çàøèâàåòñÿ. Ìîçã â ãîëîâó íå êëàäåòñÿ, òóäà óêëàäûâàåòñÿ âåòîøü. Êèøå÷íèê — ïîæàëóé, ñàìîå íåïðèÿòíîå, ÷òî âñòðå÷àåòñÿ âî âðåìÿ âñêðûòèÿ. Îñîáåííî ó áîëüíè÷íûõ òðóïîâ, êîãäà ñîäåðæèìîå çàñòàèâàåòñÿ, áðîäèò. Áûâàåò, æèâîò ðàçäóâàåò, êàê ïðè áåðåìåííîñòè, åãî ðàçðåçàåøü è — «áàõ!»

Читайте также:  Может ли тошнить при зубе мудрости

Ó êîëëåãè òàê áûëî: îí íàêëîíèëñÿ, íà÷àë ðåçàòü, âñå áàõíóëî — åãî ëèöî, êàê è ïîòîëîê ñåêöèîííîãî çàëà, îêàçàëîñü â ýêñêðåìåíòàõ. Ýòî åùå õîðîøî, ÷òî ðîò áûë çàêðûò, à òî îí âåñåëûé ïàðåíü, ðàçãîâîð÷èâûé.

Ñòðàøíûé ñîí âðà÷à — ðàñõîæäåíèå äèàãíîçà: êîãäà åãî äèàãíîç íå ïîäòâåðæäàåòñÿ íà âñêðûòèè. Âðà÷ ïðèñóòñòâóåò íà âñêðûòèè, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ êëèíèêè. Îí âèäèò ñâîè êîñÿêè, ó÷èòñÿ íà ñâîèõ æå îøèáêàõ. Íå ÷àñòî, íî áûâàåò àáñîëþòíî íåïðàâèëüíûé äèàãíîç — óìåð íå îò òîãî, îò ÷åãî ëå÷èëè. ß òàêèõ ñëó÷àåâ, ïîæàëóé, âèäåë áîëüøå, ÷åì õîòåëîñü áû. Íå áóäó óãëóáëÿòüñÿ â àíàòîìèþ — äëÿ ñàíèòàðà ýòî íå îñîáî âàæíî. Íàì ãëàâíîå ìåõàíèêó îñâîèòü. Ñàìîå òÿæåëîå â ñàíèòàðñêîì äåëå — ýòî êà÷åñòâåííî è, ÷òî íåìàëîâàæíî, êðàñèâî çàøèòü ãîëîâó. Òàì ñâîè íþàíñû: ïîäöåïèòü èãëîé òêàíü òàê, ÷òîáû ëîñêóò íå ïîðâàëñÿ. Îí áûâàåò âîäÿíèñòûé, áûâàåò æèðíûé (ó òîëñòûõ ëþäåé), à áûâàåò è ïîäãíèâøèé… Ëîñêóò — ýòî òî, íà ÷åì ðàñòóò âîëîñû. À òàê â áûòó ÿ øòîïàòü íå óìåþ — íè îäíîãî íîñêà ñåáå íå çàøèë.

×åãî áîèòñÿ ñàíèòàð ìîðãà

Ìèñòèêè â ìîåé ïðàêòèêå íå íàáëþäàëîñü. Áûëî ñòðàøíîâàòî.

Îäíàæäû ÿ îäèí äåæóðèë íî÷üþ â äîâîëüíî êðóïíîì ìîðãå, è ìíå íàäî áûëî ïîìåíÿòü ëàìïî÷êó â õîëîäèëüíèêå, ïîòîìó ÷òî îíà ïåðåãîðåëà. ß íîâóþ âçÿë, æåëåçíóþ äâåðü îòêðûë, à îíà òÿæåëàÿ, ïîä ñâîèì âåñîì ìîæåò çàêðûâàòüñÿ. Õîëîäèëüíèê áûë ïîëíûé òðóïîâ, âñå áëèçêî äðóã ê äðóæêå ñòîÿò, êàê äîìèíî. ß íà÷àë êàðàáêàòüñÿ ê ëàìïî÷êå — îíà, ïî çàêîíó ïîäëîñòè, âèñåëà â ãëóáèíå õîëîäèëüíèêà. ß, êàê îáåçüÿíêà, ïðîïîëç ïî êàòàëêàì, âñòàë, ïûòàþñü óäåðæàòü ðàâíîâåñèå. Ãëÿíóë âíèç, à êðóãîì òðóïû — è ñâåò òîëüêî ÷åðåç ïðî¸ì â äâåðè áðåçæèò.  ýòîò ìîìåíò íåñïåøíî çàêðûâàåòñÿ äâåðü, è ïðîïàäàåò åäèíñòâåííûé ñâåò. Òîãäà ÿ èñïûòàë íàñòîÿùèé óæàñ. Ïñèõèêà íàãíàëà êàêîãî-òî ñòðàõó. Ñòàðàþñü ýòó ëàìïî÷êó çàêðóòèòü, äóìàþ: «Áûñòðåå áû óæå õîòü êàêîé ñâåò ïîÿâèëñÿ».

ß äàâíî çàìåòèë, ñêîëüêî ìîðãî⠗ ñòîëüêî íþàíñîâ. Äîïóñòèì, â îäíîì ïðèíÿòî íàêðûâàòü òåëà ïðîñòûíÿìè, â äðóãîì òåëà õðàíÿò â ìåøêàõ, â òðåòüåì èç ìåøêà äîñòàþò è õðàíÿò íà êàòàëêàõ.  îäíîì ìîðãå ïèøóò ôàìèëèþ íà ëÿæêå, â äðóãîì — âåøàþò áèðêó, è òîæå âåçäå ïî-ðàçíîìó: ãäå-òî íà çàïÿñòüå, ãäå-òî íà ïàëåö. Ãäå-òî çàñòàâëÿþò èçìåðÿòü òåìïåðàòóðó ïðè ïðè¸ìêå è ôèêñèðîâàòü â æóðíàë, â äðóãîì ìåñòå íà ýòî çàáèâàþò.

 ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêèé ìîðã èç áëèæàéøèõ ðîääîìîâ è áîëüíèö ïðèâîçÿò àìïóòèðîâàííûå êîíå÷íîñòè, ïðè÷åì â î÷åíü áîëüøîì êîëè÷åñòâå: çà íåäåëþ ñîáèðàþòñÿ ñîòíè êèëîãðàìì. Àìïóòèðîâàííûå ðóêè è íîãè. ×àùå âñåãî íîãè, è ïðè ýòîì — êóðèëüùèêîâ. Íàñêîëüêî ÿ çíàþ, ó íèõ çàáèâàåòñÿ íà íîãå êàêàÿ-òî àðòåðèÿ. Àíàòîì, íî ÷àùå ñàíèòàð, âûðåçàåò îòòóäà òðîìá äëÿ ýêñïåðòèçû. Ñàìó æå íîãó íàäî óòèëèçèðîâàòü. Âñå ýòî ñêëàäûâàåòñÿ â ìåøêè è âçâåøèâàåòñÿ, òàê êàê çà ñæèãàíèå íåîáõîäèìî ïëàòèòü ïî âåñó. Êîãäà ñîáèðàåòñÿ ïîëíûé ñòåëëàæ — âñå âåçåòñÿ â êðåìàòîðèé äëÿ ñæèãàíèÿ.

Ìíå ðàññêàçûâàëè, ÷òî â îäíîì ìîðãå áûë òàêîé ñëó÷àé: çàãðóçèëè ìàòåðèàë äëÿ ñæèãàíèÿ â ãðóçîâèê ñ îòêðûòûì âåðõîì, êóçîâ ïîëíîñòüþ íàãðóçèëè ïðîçðà÷íûìè ìåøêàìè ñî âñåìè îòõîäàìè, ñâåðõó íàòÿíóëè áðåçåíò.  êàáèíó ê âîäèòåëþ ñåë ñîïðîâîæäàþùèé ñàíèòàð, è îíè ïîåõàëè â êðåìàòîðèé. Óæå ïî ïóòè, â öåíòðå ãîðîäà, âîäèòåëü çàìåòèë ðÿäîì äâóõýòàæíûé àâòîáóñ, ãäå âñå ïàññàæèðû â äèêîì øîêå ñìîòðåëè ê íèì â êóçîâ. Îí âûõîäèò èç êàáèíû, ñìîòðèò — òåíò óëåòåë. Êàðòèíêà àäîâàÿ.

À âîîáùå, ìíîãî áàåê õîäèò ñ òåõ ïîð, êîãäà åùå òâîðèëñÿ áåñïðåäåë. Äîïóñòèì, ïüÿíîãî ñàíèòàðà ïîëîæèëè íà êàòàëêó è çàêàòèëè â õîëîäèëüíèê, ÷òîáû îí ïðîòðåçâåë. Ãäå-òî îáëàñòíîì ìîðãå ñàíèòàð áûë íàñòîëüêî ïüÿíûé, ÷òî ðîäñòâåííèêàì ïðèøëîñü äåðæàòü åãî ïîä ðóêè, ÷òîáû îí çàøèë òðóï.  ñòîëè÷íîì îòäåëåíèè, õî÷åøü, íå õî÷åøü, áóäåò áîëüøå ïîðÿäêà. Ïî÷åìó? Íà âõîäå åñòü îõðàíà, øëàãáàóì, íà÷àëüñòâî, ýêñïåðòû… À îáëàñòíîé ìîð㠗 ýòî ñàðàé÷èê ñ îäíèì ñåêöèîííûì ñòîëîì è õîëîäèëüíèêîì áåç ñâåòà íà ïîëòîðà ïîñàäî÷íûõ ìåñòà. Ïîýòîìó òàì ìîæåò òâîðèòüñÿ ÷åðò çíàåò ÷òî. Íî îïÿòü-òàêè, ýòî óæå êàíóâøàÿ â ïðîøëîå èñòîðèÿ — ñåé÷àñ êàðòèíà êàðäèíàëüíî ïîìåíÿëàñü.

Ïîìíèòñÿ, ìîðã ïðàêòè÷åñêè íå îòàïëèâàëñÿ, ïðèõîäèëîñü ðàáîòàòü â òåïëîé îäåæäå, øàïêàõ è ãðåòü ðóêè — êàê áû äèêî ýòî íè çâó÷àëî — ìåæäó ëåãêèìè è ðåáðàìè ïîêîéíèêà. Ïîäåðæàë, ïàëüöû îòîãðåëèñü íåìíîæêî, è äàëüøå ðàáîòàòü. Ðåàëüíî õîëîäíî — íèêàêîãî îòîïëåíèÿ çèìîé. Çàïàõ æå â ìîðãå, íå ñòàíó êðèâèòü äóøîé, àäñêèé. Íî ê íåìó ïðèâûêàåøü, à ïîòîì ê íåìó ïðèâûêàþò åùå è âñå, êòî ñ òîáîé åäåò â àâòîáóñå — âîëîñû âòÿãèâàþò çàïàõ. Íî ñåé÷àñ, íàñêîëüêî ÿ çíàþ, áîëåå ñîâðåìåííûå ìîðãè îáîðóäîâàíû äóøåâûìè êàáèíêàìè — ðàíüøå òàêîãî íå áûëî.

Ñìåðòü — ýòî íå ðîìàíòè÷íî

Äîâîëüíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ëþäåé íå õîòÿò êàñàòüñÿ ýòîé òåìû. Îíè ñåáÿ çàáëîêèðîâàëè: ýòîãî êàê áóäòî áû íåò, «ìåíÿ ýòî íå êàñàåòñÿ». Ïðî ìîðãè îíè è íå âñïîìíÿò, ïîêà èõ ýòî äåéñòâèòåëüíî íå êîñíåòñÿ. Åñëè ýòó òåìó âñêîëüçü ãäå-òî çàâåäåøü, ñîáåñåäíèêè ÷àñòî îòìàë÷èâàþòñÿ è ñõîäÿò ñ íåå íà äðóãîé ðàçãîâîð — íå õîòÿò äèàëîãà. Êîíå÷íî, åñòü ïðîöåíò ëþäåé, êîòîðûì ýòî î÷åíü èíòåðåñíî. Êàê ïðàâèëî, ìîëîäûì, òâîð÷åñêèì.

Ëþäè ïðèâûêëè ðîìàíòèçèðîâàòü ñìåðòü, ïî-îñîáåííîìó ê íåé îòíîñèòüñÿ. Èãðàòüñÿ ñ å¸ ôàíòîìîì, êàê ðåá¸íîê ñ êóêëîé. Ìíå êàæåòñÿ, íè÷åãî ðîìàíòè÷åñêîãî â ñìåðòè íåò. Îñîáåííî â áûòîâîì ïëàíå. Òîðæåñòâåííîñòü åùå ìîæíî îáúÿñíèòü, ýòî äëÿ ÷åëîâåêà êàê ðîæäåíèå: ñëó÷àåòñÿ ðàç â æèçíè. Äëÿ êàæäîãî ýòî ñîáûòèå, ïðè÷åì ãðàíäèîçíîå, — ýòî ÿ ìîãó ïîíÿòü. Äàæå ðåëèãèîçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñìåðòè ìîãó äîïóñêàòü. Íî ðîìàíòèçàöèÿ íà óðîâíå ãîòè÷åñêîãî âîñïðèÿòèÿ ìíå ïðåòèò.

Ìîð㠗 ýòî íè êàïëè íå ðîìàíòè÷íî: âñ¸ âîíÿåò, âîêðóã ãàäîñòü. Ãàäîñòü òàêàÿ æå, êàê ðîääîì. Ãàäîñòü êàæäûé äåíü.  Ñ ïðîñòîðîâ.

Источник