Как остановить рвоту при ротавирусной инфекции у взрослых
Вирусы и рвота
Симптомы ротавирусной инфекции напоминают пищевое отравление. У заболевшего появляется диарея, тошнота, рвота, поднимается температура тела. Если позывы возникают часто, не проходят дольше суток, наступает обезвоживание организма. Непрекращающаяся рвота и понос опасны для детей — без помощи врача не обойтись.
В каких случаях рвоту нужно останавливать
Рвота при ротавирусной инфекции — реакция организма на раздражение рецепторов желудка токсинами. Для взрослого человека 2-3 эпизода, когда желудок извергает содержимое, вреда не нанесут. Для малышей, которые еще не достигли 5-летнего возраста, рвота, сопровождающаяся поносом, — опасное явление.
Если приступы тошноты повторяются не чаще 1 раза в 3-4 часа, постепенно стихают, а ребенок пьет жидкость — состояние постепенно нормализуется. Родители могут не беспокоиться. Если у малыша диарея длится дольше 6-8 часов, а приступы тошноты возникают едва жидкость попадает в желудок — обезвоживание организма неизбежно. Необходимо остановить рвоту при ротавирусной инфекции, пока ситуация не стала критической.
Правила остановки рвоты
Чтобы при ротовирусе остановить рвоту, необходимо уменьшить интоксикацию. Для этого принимают адсорбирующие вещества, пьют много жидкости. Лечение назначают в соответствии с возрастом заболевшего.
У ребенка до года
Извержение небольшого объема содержимого желудка у малыша до года обычно приносит облегчение. Ребенок успокаивается, через небольшой промежуток времени берет грудь или выпивает немного воды. Состояние стабилизируется.
Если приступ повторяется, к нему присоединяется повышенная температура и диарея, родителям нужно обратиться за медицинской помощью. Самостоятельные действия могут привести к потере жидкости.
Внимание! Неоднократная рвота у малыша до года — причина немедленно вызвать скорую. Нельзя оставлять ребенка без присмотра.
У детей после года
Дети старше года болеют ротавирусной инфекцией чаще других. Это связано с тем, что вирус легко передается среди воспитанников детских садов, младших школьников.
Когда малыша начинает тошнить, необходимо следить, чтобы содержимое желудка не попало в дыхательные пути. Если приступы случаются ночью, ребенка укладывают на бок, рядом с кроватью ставят таз.
Малыш нуждается в ласковом и спокойном обращении. После приступа необходимо помочь ребенку прополоскать рот, дать несколько глотков воды. Если малыш чувствует позывы после большого количества жидкости, врачи рекомендуют поить маленькими порциями и часто — по 1-2 чайных ложки с интервалом 7-10 минут, либо давать рассасывать небольшие кусочки льда. Это позволяет восстановить объем потерянной влаги и не спровоцировать новый приступ.
Важно! Давать детям медикаменты от рвоты без назначения врача запрещено!
У взрослых
Для взрослого человека рвота — неприятное явление. Но больший вес защищает человека от быстрой потери жидкости, поэтому приступы при ротавирусе не представляют опасности.
Справиться с неприятным симптомом помогает обильное питье небольшими порциями. Чтобы остановить рвоту при ротавирусе, врачи рекомендуют употреблять жидкость часто и помалу.
Что можно использовать
Остановить рвоту помогают аптечные и народные средства, но лечить заболевание без консультации врача опасно.
Аптечные препараты
Энтеросгель и активированный уголь
Взрослым, детям во время ротавирусной инфекции врачи рекомендуют принимать сорбенты:
- Активированный уголь;
- Сорбекс;
- Смекту;
- Энетросгель.
Восстановить водно-электролитный баланс, не допустить сгущения крови помогают специальные аптечные средства:
- Регидрон;
- Хумана Электролит;
- ОРС-200;
- Гидровит.
Растворы имеют нейтральный вкус. Малышам до года рекомендуется давать по 1 ч. л. напитка каждые 15-20 минут, более старшим — 1 ст. л через 10-15 минут. Взрослые делают по 2-3 глотка каждые 10 минут.
Спазмы желудка с повторяющимися приступами тошноты у взрослых можно ослабить медикаментами. Помогает таблетка Церукала, Ятрокса. Детям давать эти препараты без назначения врача нельзя!
Народные средства
Народные средства помогают уменьшить частоту позывов, прекратить рвоту. Среди доступных домашних средств самым эффективным действием обладают:
Настой перечной мяты
- настой перечной мяты;
- вода с лимонным соком;
- чай из имбиря;
- столовая или щелочная минеральная вода без газа;
- узвар из сухофруктов.
Облегчает состояние малышей и беременных женщин при ротавирусе чай из фенхеля. Для целебного напитка 1 ч. л. семян растения заливают 200 мл кипятка, дают настояться, процеживают. Выпивают небольшими глотками теплым.
Таким же способом можно приготовить противорвотный чай из гвоздики. Пропорция: на 0,5 ч. л. молотой пряности 200 мл кипятка.
Важно! Дошкольники не соглашаются пить много жидкости с нейтральным вкусом. Многие педиатры и мамы, которые не раз сталкивались с проявлениями ротавируса у детей, советуют использовать Кока-Колу. Напиток нагревают до комнатной температуры, выпускают газ. Дают пить по 2-3 ст. л. с интервалом 10-15 минут.
Ароматерапия способна помочь, если нужно избавиться от тошноты и рвоты. В домашних условиях используют аромалампу или просто подносят флакончик с душистым маслом к лицу и вдыхают запах. Сеанс длится 2-3 минуты. Облегчают приступы тошноты масла:
- лавандовое;
- мятное;
- розовое;
- ромашковое;
- гвоздичное.
Что делать, если рвота не прекращается
Часто у взрослых ротавирус протекает без рвоты либо наблюдается 2-3 позыва. Поэтому если приступы повторяются часто, длятся дольше 12-16 часов, необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обязательно нужно вызвать скорую в случае, когда рвота сопровождается:
- болью в груди;
- внезапным снижением остроты зрения;
- головокружением, обмороком;
- высокой температурой, которая не сбивается лекарствами;
- бледностью, липким холодным потом.
Симптомы могут указывать на более серьезные проблемы в работе внутренних органов, чем кишечный грипп.
Автор статьи: Беспалова Ирина Леонидовна
Врач-пульмонолог, Терапевт, Кардиолог, Врач функциональной диагностики. Врач высшей категории. Опыт работы: 9 лет. Закончила Хабаровский государственный мединститут, клиническая ординатура по специальности «терапия». Занимаюсь диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний внутренних органов, также провожу профосмотры. Лечу заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.
Беспалова Ирина Леонидовна опубликовала статей: 512
Источник
Энциклопедия / Заболевания / Инфекционные заболевания / Ротавирусная инфекция
Ротавирусная инфекция вызывается одноименным вирусом.
Это заболевание еще называют ротавирозом, ротавирусным энтероколитом, желудочным или кишечным гриппом (последнее название обусловлено совпадением вспышек ротавирусной инфекции с эпидемиями гриппа).
Ротавирусная инфекция отличается сезонностью, наиболее часто она диагностируется в зимне-весенний период (с декабря по май). Вспышки болезни обусловлены плохим проветриванием помещений, редкой влажной уборкой и продолжительностью тесных контактов большого количества людей в помещении.
Этим заболеванием страдают как взрослые, так и дети, однако у последних оно протекает тяжелее. Считается, что в возрасте до 5 лет каждый ребенок перенес ротавирусную инфекцию. У взрослых на тяжесть течения заболевания влияет иммунитет, в случае его ослабления (СПИД, онкозаболевания, прием некоторых лекарств) болезнь протекает тяжелее.
Пути передачи
Главным механизмом передачи ротавирусной инфекции является фекально-оральный.
Чаще всего люди заражаются данным вирусом при употреблении загрязненной воды, что во многом обусловлено постоянным спуском неочищенных сточных вод в открытые водоемы.
Из пищевых продуктов наиболее опасны в плане передачи вируса молоко и молочные продукты, хотя возможно заражение и через немытые овощи и фрукты.
Контактно-бытовой механизм передачи инфекции чаще наблюдается внутри одной семьи или в местах коллективного проживания людей (общежития, коммунальные квартиры).
Не исключается и воздушно-капельный путь проникновения ротавируса в организм: при кашле, чихании, что особенно актуально для детских коллективов.
Инкубационный период составляет 1-5 суток, но чаще всего — 2-3 дня. Острый период продолжается 3-4 суток (начальная фаза 12-24 часа, фаза разгара 2-3 суток). Период выздоровления длится 4-5 дней. Окончательное выздоровление наступает через 7-10 суток.
Ротавирусная инфекция у детей
Данная инфекция у детей имеет острое начало: резко повышается температура до 38-39°C, появляется рвота, диарея.
Стул во время болезни имеет отличительные особенности. В первые сутки он желтого цвета, водянистый, затем приобретает серо-желтый оттенок и глинообразный вид.
Также для ротавируса характерно поражение верхних дыхательных путей. Появляется насморк, отмечается гиперемия слизистых мягкого неба, небных дужек, язычка. У детей изменения слизистых наблюдаются чаще, чем у взрослых.
Аппетит снижен или отсутствует. Рвота возникает сразу после еды, но возможно ее появление и на голодный желудок (слизью).
Ребенок жалуется на боли в животе. На обезвоживание организма указывают характерные признаки:
- сонливость, вялость, заторможенное состояние;
- плач без слез;
- сухость губ и ротовой полости;
- дряблость кожных покровов;
- отказ от питья;
- рвота сразу после употребления жидкости.
Ротавирусная инфекция у взрослых
Как правило, у взрослых заболевание протекает без значительного повышения температуры, выраженной рвоты или поноса.
Больной отмечает слабость, отсутствие аппетита, но возможно и бессимптомное течение заболевания.
При тяжелом течении ротавирусной инфекции наблюдается:
- выраженная интоксикация;
- резкая слабость;
- адинамия;
- апатия;
- сниженное артериальное давление вследствие развития сердечно-сосудистой недостаточности:
- уменьшение количества выделяемой мочи, в которой выявляется белок и патологический осадок;
- стул водянистый, более 16 раз в сутки;
- рвота многократная.
Следует отличать ротавирусную инфекцию от пищевых токсикоинфекций, холеры, сальмонеллеза, иерсиниоза. Для этого проводится дифференциальная диагностика.
Диагноз ставится на основании клинических данных при положительных результатах лабораторных анализов.
В обязательном порядке делается копрограмма. При инфицировании ротавирусом в фекалиях обнаруживают антиген ротавирусной инфекции.
Также сдается кровь на общий анализ. В сыворотке крови находят антитела (но только после выздоровления).
Одни и те же симптомы могут быть признаками разных заболеваний, а болезнь может протекать не по учебнику. Не пытайтесь лечиться сами — посоветуйтесь с врачом.
Лечение ротавирусной инфекции у детей и взрослых ведет врач-инфекционист.
Специфической терапии ротавируса не существует. Основные мероприятия направлены на предотвращение обезвоживания организма.
Дегидратационная терапия при легком течении заболевания заключается в назначении обильного питья. Употреблять жидкость следует часто, но небольшими порциями, чтобы не спровоцировать рвоту.
Кроме того, необходимо соблюдать диету с ограничением углеводов (количество сахара не более 40гр в день) и увеличением количества белка. Общая калорийность диеты снижена до 2400Ккал.
Не рекомендуются овощи и фрукты в большом количестве, полностью исключаются молоко и молочные продукты. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, назначаются безлактозные смеси.
Для восстановления водно-солевого баланса показан прием регидрона. Также применяются энтеросорбенты, которые выводят вирус и токсины из организма:
- смекта;
- активированный уголь;
- энтеросгель.
Назначается прием пищеварительных ферментов:
- фестал или
- ораза;
- солизим;
- сомилаза
При высокой температуре у детей (выше 38°C) эффективны ректальные свечи цефекон. С этой же целью детям и взрослым прописывают парацетамол и ибупрофен.
При выраженном болевом синдроме допускается прием но-шпы.
При значительных желудочно-кишечных расстройствах назначается энтерофурил.
В случае присоединения бактериальной инфекции показаны антибиотики. Помимо этого, необходимо принимать бактисубтил, который восстанавливает нормальную микрофлору кишечника.
Ротавирусная инфекция опасна значительным обезвоживанием организма, которое может стать причиной летального исхода.
Прогноз при лечении ротавируса благоприятный, заболевание продолжается не более 10-ти дней и заканчивается выздоровлением.
*Данная статья написана в соответствии с Федеральными методическими рекомендациями по ротавирусной инфекции, которые не менялись с 1989г.
*Также вам может быть полезен Стандарт специализированной помощи детям при гастроэнтеритах вирусной этиологии за 2012г.
Источник: diagnos.ru
Источник
Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ — èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè÷èíîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ðîòàâèðóñ, èìåþòñÿ òàêæå è äðóãèå íàçâàíèÿ — ðîòàâèðîç, ðîòàâèðóñíûé ãàñòðîýíòåðèò, êèøå÷íûé ãðèïï, æåëóäî÷íûé ãðèïï. Âîçáóäèòåëü ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè — âèðóñ èç îòðÿäà ðîòàâèðóñîâ (ëàò. Rotavirus). Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä èíôåêöèè — 1-5 äíåé. Ðîòàâèðóñ ïîðàæàåò êàê äåòåé, òàê è âçðîñëûõ, íî ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò ðåáåíêà, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â áîëåå ëåãêîé ôîðìå. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ çàðàçíûì ñ ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ðîòàâèðîçà è îñòàåòñÿ çàðàçíûì äî êîíöà ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (5-7 äíåé). ×åðåç 5-7 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå, îðãàíèçì âûðàáàòûâàåò ñòîéêèé èììóíèòåò ê ðîòàâèðóñó è ïîâòîðíîå çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò î÷åíü ðåäêî. Ó âçðîñëûõ ñ íèçêèì óðîâíåì àíòèòåë ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîâòîðèòüñÿ.
Ïóòè ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïóòü ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñà â îñíîâíîì ïèùåâîé (÷åðåç íåìûòûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè). Çàðàçèòüñÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé ìîæíî ñàìûìè ðàçíûìè ïóòÿìè, íàïðèìåð, ÷åðåç èíôèöèðîâàííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî ìîëî÷íûå (èç-çà ñïåöèôèêè èõ ïðîèçâîäñòâà). Ðîòàâèðóñû ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò â õîëîäèëüíèêå è ìîãóò æèòü òàì ìíîãî äíåé, õëîðèðîâàíèå âîäû èõ íå óáèâàåò. Ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1 ãîäà è ñòàðøå ðîòàâèðîç ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ïðè ïîñåùåíèè ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ è øêîë, òàê êàê â íîâîé îáñòàíîâêå èíûå âèðóñû è ìèêðîáû, ÷åì â äîìàøíåé îáñòàíîâêå èëè â êîëëåêòèâå, ãäå ðåáåíîê íàõîäèëñÿ äîëãîå âðåìÿ.
Ìîæíî îòíåñòè ýòó èíôåêöèþ è ê «áîëåçíÿì ãðÿçíûõ ðóê». Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó ðîòàâèðóñû âûçûâàþò âîñïàëåíèÿ è äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îíè, ïîäîáíî âèðóñàì ãðèïïà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ êàïåëüíûì ñïîñîáîì — íàïðèìåð, ïðè ÷èõàíèè.
Âèðóñ ïðîíèêàåò â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.  îñíîâíîì ïîðàæàåòñÿ ñëèçèñòàÿ òîíêîé êèøêè. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïîðàæàåò æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, âûçûâàÿ ýíòåðèò (âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà), îòñþäà è õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà.
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Âûäåëÿåòñÿ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (1-5 ñóòîê), îñòðûé ïåðèîä (3-7 ñóòîê, ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè áîëåçíè — áîëåå 7 ñóòîê) è ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå áîëåçíè (4-5 ñóòîê).
Äëÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè õàðàêòåðíî îñòðîå íà÷àëî — ðâîòà, ðåçêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, âîçìîæåí ïîíîñ, çà÷àñòóþ è î÷åíü óçíàâàåìûé ñòóë — â ïåðâûé äåíü æèäêèé æåëòûé, íà âòîðîé, òðåòèé äåíü ñåðî-æ¸ëòûé è ãëèíîîáðàçíûé. Ó áîëüøèíñòâà çàáîëåâøèõ ïîÿâëÿþòñÿ íàñìîðê, ïîêðàñíåíèÿ â ãîðëå, îíè èñïûòûâàþò áîëè ïðè ãëîòàíèè.  îñòðûé ïåðèîä îòñóòñòâóåò àïïåòèò, íàáëþäàåòñÿ ñîñòîÿíèå óïàäêà ñèë. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëåå êðóïíûå âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè â êàíóí ýïèäåìèè ãðèïïà, çà ÷òî îíî ïîëó÷èëî íåîôèöèàëüíîå íàçâàíèå — «êèøå÷íûé ãðèïï». Êàë è ìî÷à î÷åíü ñõîäíû ïî ïðèçíàêàì ñ ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà (ñâåòëûé êàë, òåìíàÿ ìî÷à, èíîãäà ñ õëîïüÿìè êðîâè).
×àñòî ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè è ïðèçíàêàìè ïî ïîðÿäêó: ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ âÿëûì, êàïðèçíûì, åãî òîøíèò óæå ñ óòðà, âîçìîæíà ðâîòà äàæå íà ãîëîäíûé æåëóäîê. Âîçìîæíà ðâîòà ñî ñëèçüþ. Àïïåòèò ñíèæåí, ïîñëå åäû íåîäíîêðàòíî ðâåò ñ êóñî÷êàìè íåïåðåâàðåííîé ïèùè, ðâîòà íà÷èíàåòñÿ è ïîñëå ïèòüÿ æèäêîñòè â êîëè÷åñòâå áîëåå 50 ìë. Íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ òåìïåðàòóðà è ê âå÷åðó òåðìîìåòð ìîæåò ïîêàçàòü óæå áîëåå 390Ñ. Ïðè çàðàæåíèè ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé òåìïåðàòóðà ñòîéêî ïîâûøåíà è «ñáèòü» åå òðóäíî, äåðæàòüñÿ ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà ìîæåò äî 5 äíåé. Ê ñèìïòîìàì ïðèñîåäèíÿåòñÿ æèäêèé ñòóë, ÷àùå æåëòîãî öâåòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì, ïðè ýòîì ìîæåò áîëåòü æèâîò. Ó ìàëûøåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò îáúÿñíèòü, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî áîëèò, ïðèçíàêîì áîëåé ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ è óð÷àíèå â æèâîòå. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ïëàêñèâûì è ðàçäðàæèòåëüíûì, õóäååò «íà ãëàçàõ», ñî âòîðîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ñîíëèâîñòü. Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè âñå ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç 5-7 äíåé è íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå, æèäêèé ñòóë ìîæåò äåðæàòüñÿ íåìíîãî äîëüøå.
Èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè, òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íû. Ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà î÷åíü ïîõîæè íà ïðèçíàêè äðóãèõ, áîëåå òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð îòðàâëåíèÿ, õîëåðû èëè ñàëüìîíåëëåçà, ïîýòîìó â ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû ó ðåáåíêà, ïîÿâëåíèÿ òîøíîòû è/èëè æèäêîãî ñòóëà íåìåäëåííî âûçîâèòå íà äîì âðà÷à. Ïðè áîëÿõ â æèâîòå âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü, äî ïðèõîäà âðà÷à îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ðåáåíêó íå äàâàòü!
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Âçðîñëûå òàêæå áîëåþò ðîòàâèðîçîì, íî íåêîòîðûå ìîãóò ïðèíÿòü åãî ñèìïòîìû çà îáû÷íîå âðåìåííîå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ (ãîâîðÿò, «÷òî-òî íå òî ñúåë»). Òîøíîòà è ðâîòà îáû÷íî íå áåñïîêîÿò, ìîæåò áûòü îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû è æèäêèé ñòóë, íî íå äëèòåëüíîå âðåìÿ. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó âçðîñëûõ ÷àñòî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî. Íåñìîòðÿ íà ñòåðòîñòü ñèìïòîìîâ, áîëüíîé îñòàåòñÿ çàðàçíûì âñå ýòî âðåìÿ. Áîëåå ëåãêîå ïðîòåêàíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî áîëåå ñèëüíûì èììóíèòåòîì, íî è áîëüøåé ïðèñïîñîáëåííîñòüþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ê òàêîãî ðîäà âñòðÿñêàì. Îáû÷íî åñëè â ñåìüå èëè â êîëëåêòèâå åñòü èíôèöèðîâàííûé, òî â òå÷åíèå 3-5 ñóòîê ïîî÷åðåäíî íà÷èíàþò çàáîëåâàòü è îñòàëüíûå. Ïðåäîòâðàòèòü çàðàæåíèå îò íîñèòåëÿ èíôåêöèè âîçìîæíî òîëüêî â ñëó÷àå àêòèâíîé èììóííîé ñèñòåìû.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Ïðåïàðàòîâ, óáèâàþùèõ ðîòàâèðóñ íå ñóùåñòâóåò, ïîýòîìó ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ñèìïòîìàòè÷åñêîå è íàïðàâëåíî íà íîðìàëèçàöèþ âîäíî-ñîëåâîãî áàëàíñà, íàðóøåííîãî ïðè ðâîòå è ïîíîñå è íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ áîðüáà ñ ðåçóëüòàòàìè âîçäåéñòâèÿ èíôåêöèè íà îðãàíèçì: äåãèäðàòàöèåé, òîêñèêîçîì è ñâÿçàííûìè ñ íèìè íàðóøåíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì.
Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî ðàññòðîéñòâà íè â êîåì ñëó÷àå íå äàâàòü ðåáåíêó ìîëîêî è ìîëî÷íûå, äàæå êèñëî-ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, â òîì ÷èñëå êåôèð è òâîðîã — ýòî îòëè÷íàÿ ñðåäà äëÿ ðîñòà áàêòåðèé.
Àïïåòèò ó ðåáåíêà ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò, çàñòàâëÿòü ðåáåíêà êóøàòü íå ñëåäóåò, äàéòå åìó âûïèòü íåìíîãî êèñåëÿ (äîìàøíåãî, ñâàðåííîãî èç âîäû, êðàõìàëà è âàðåíüÿ), ìîæíî ïîïîèòü êóðèíûì áóëüîíîì. Åñëè ðåáåíîê íå îòêàçûâàåòñÿ îò åäû, ìîæíî ïîêîðìèòü åãî æèäêîé ðèñîâîé êàøåé íà âîäå áåç ìàñëà (íåìíîãî ïîäñëàñòèòü). Ãëàâíîå ïðàâèëî — äàâàòü åäó èëè ïèòüå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè ñ ïåðåðûâîì, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðâîòíûé ðåôëåêñ. Â äíè ñ ñèëüíîé ðâîòîé èëè ïîíîñîì íóæíî âîñïîëíèòü îáúåì æèäêîñòè è ñîëåé, âûìûòûõ ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè.
Òåìïåðàòóðó íèæå 380Ñ ñáèâàòü íå ñëåäóåò, åñëè áîëüíîé åå ïåðåíîñèò óäîâëåòâîðèòåëüíî. Ñáèòü òåìïåðàòóðó âûøå 380Ñ ïîìîãàþò âëàæíûå îáòèðàíèÿ ñëàáûì âîäî÷íûì ðàñòâîðîì — îáòèðàòü íóæíî âñå òåëî ðåáåíêà öåëèêîì, íå äîïóñêàÿ ïåðåïàäà òåìïåðàòóðû ìåæäó ó÷àñòêàìè òåëà, ïîñëå îáòèðàíèÿ íàäåòü íà íîãè òîíêèå íîñî÷êè. Ðåáåíêà ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé íå êóòàòü.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Îñîáîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåòñÿ. Ïðè âûðàæåííûõ ñèìïòîìàõ ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå. Íå äîïóñêàéòå êîíòàêòà ñ äåòüìè âî âðåìÿ çàáîëåâàíèÿ ðîòàâèðîçîì, ÷òîáû íå çàðàçèòü èõ.
Îñëîæíåíèÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåç îñëîæíåíèé. Åñëè íå ïîèòü ðåáåíêà ñ ðâîòîé è ïîíîñîì ÷àñòî, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé äî ãîäà, âîçìîæíî îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé êèøå÷íîé èíôåêöèè è áîëåçíü áóäåò ïðîòåêàòü åùå áîëåå òÿæåëî. Îáÿçàòåëüíî ñëåäèòå çà òåìïåðàòóðîé òåëà ðåáåíêà, äëèòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå 390Ñ âåäåò ê îòìèðàíèþ êëåòîê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ëåòàëüíûé èñõîä íàáëþäàåòñÿ â 2-3 % ñëó÷àåâ, â îñíîâíîì ñðåäè äåòåé ñ îñëàáëåííûì çäîðîâüåì. Ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ ïåðåíåñåííàÿ ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ íå âëå÷åò íèêàêèõ äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé è ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé.
Ïðîôèëàêòèêà ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
 êà÷åñòâå ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà ïðîòèâ ðîòàâèðóñà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé âàêöèíàöèè.
Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ðîòàâèðîçà íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ñóùåñòâóåò äâå âàêöèíû, ïðîøåäøèå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ. Îáå ïðèíèìàþòñÿ îðàëüíî è ñîäåðæàò îñëàáëåííûé æèâîé âèðóñ. Ðîòàâèðóñíûå âàêöèíû â íàñòîÿùåå âðåìÿ äîñòóïíû òîëüêî â Åâðîïå è ÑØÀ.
Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì (ìûòü¸ ðóê, èñïîëüçîâàíèå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷¸íîé âîäû).
Источник