Что делать если тошнит перед экзаменом
Тошнота обычно возникает из-за стресса, беспокойства, страха или боли.[1] У некоторых людей тошнота может возникнуть из-за беспокойства перед выступлением (презентацией или речью) или во время поездки на автомобиле. Некоторые люди боятся того, что их может вырвать, они нервничают и их начинает тошнить. Чтобы унять тошноту, вызванную беспокойством, необходимо уменьшить стресс и тревогу.
Как преодолеть симптомы тревоги до и в момент ее появления
1
Съешьте что-нибудь, чтобы подготовиться к тошноте. Если вы считаете, что вас вскоре может начать тошнить, подготовьте к этому свой желудок. Перейдите на щадящую диету, например, БРЯТ, которая состоит их бананов, риса, яблочного сока и тостов (сухарей).[2] Старайтесь не есть жаренную и острую пищу, а также продукты с сильным запахом. Ешьте небольшими порциями, чтобы ваш желудок мог переварить меньше еды.[3]
- Начните есть или пить имбирь, например, в виде имбирного чая. Имбирь поможет успокоить желудок.[4]
- Больше информации можно найти в статье Как справиться с симптомами тошноты.
2
Выполните технику глубокого дыхания. Если вас начнет тошнить, глубоко вдохните, чтобы унять беспокойство.[5] Делайте глубокие вдохи, если занервничаете и вас начнет тошнить. Используйте дыхание, чтобы расслабить свое тело и разум. Где бы вы ни находились, постарайтесь сосредоточить все свое внимание на дыхании. Увеличьте продолжительность вдохов и выдохов. Сделайте 3-6 глубоких вдоха, чтобы успокоиться.
- Обратите внимание на свои ощущения до глубоких вдохов и после. Вы чувствуете себя иначе? У вас те же мысли?
3
Выполняйте техники визуализации.[6] Если вы боитесь чего-то конкретного (например, презентации или экзамена), воспользуйтесь методом визуализации, чтобы справиться со своими страхами. Представьте, как вы уверенно проводите безупречную презентацию или как с легкостью отвечаете на любой вопрос экзамена. Представьте, что вы успешно выполнили какую-то задачу или что вы расслаблены.
4
Задействуйте свои чувства. Если вы о чем-то переживаете и вас начинает тошнить, постарайтесь не думать о причинах своего беспокойства или о том, что вас тошнит. Вместо этого сосредоточьте свои чувства на том, что вас окружает. Оглянитесь и сосредоточьтесь на мельчайших подробностях своего окружения. Возможно, вы успокоитесь, взглянув на какие-то фотографии или изображения. Прислушайтесь к различным звукам, например, к гудению обогревателя или щебету птиц за окном. Если хотите, можете включить успокаивающую музыку. Что касается запахов, то можно насладиться ароматизированными свечами или вдохнуть приятный аромат цветов. Съешьте вкусную еду и насладитесь каждым ее кусочком. Закутайтесь в мягкое одеяло, погладьте собаку или кота, посидите на свежем воздухе.[7]
- Задействуйте свои чувства, чтобы сосредоточиться на своем окружении и попытайтесь успокоиться.
5
Носите с собой гигиенический пакет. Никогда не знаешь, что наступит первое: тошнота или тревога. Как правило, они возникают вместе: во время длительного путешествия на автомобиле у вас может возникнуть чувство тошноты от поездки. Когда человека начинает тошнить, он может испугаться, что его вырвет. Чтобы успокоиться, носите с собой различные лекарства и прочие полезные предметы.[8]
- Берите с собой лекарства, а также крекеры, воду и прочие вещи, которые могут вам помочь.
- Возьмите мячик для снятия стресса или что-то небольшое, что может вас успокоить.
Как уменьшить стресс
1
Тошнота лишь предупреждает организм о проблеме. Тошнота является симптомом беспокойства, который оповещает вас о вашем эмоциональном состоянии.[9] Думайте о ней, не как о проблеме или неудобстве, а как о сигнале, что ваше эмоциональное и психическое состояние не в порядке. Возможно, вы так привыкли к этому беспокойству, что уже не в силах осознать, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь, поэтому ваш организм говорит вам: «Обрати внимание!»
- Примите тот факт, что вас что-то беспокоит. Затем постарайтесь любым способом справиться с тревогой и уменьшить стресс.
2
Уменьшите количество стрессовых факторов.[10] Если в вашей жизни есть вещи (или люди), из-за которых вы испытываете стресс, подумайте о том, чтобы вычеркнуть их из нее. Возможно, у вас есть друг или родственник, который постоянно приходит к вам со своими проблемами или который нуждается в вас больше, чем следует. Поговорите с ним/ей и скажите, что вы больше не хотите быть для него жилеткой, в которую можно поплакаться.
- Скажите: «Я ценю нашу дружбу, но ты постоянно взваливаешь на меня свои проблемы. Я был бы очень признателен, если бы ты нашел кого-то другого, на кого ты сможешь положиться».
- Возможно, ваш стресс вызван маршрутом на работу или обратно. Подумайте о том, чтобы ездить на метро / автобусе или выберите маршрут с меньшим количеством автомобилей.
3
Пересмотрите свои обязательства. Подумайте о всех вещах в своей жизни, из-за которых у вас возникает стресс (как хороший, так и плохой): работа, учеба, семья, партнер, дети, волонтерская работа, встречи, презентации, путешествия, болезни и прочее. Если вы не в состоянии со всем этим справиться, решите, от чего можно отказаться или что можно сократить. Чем меньше стресса будет в вашей жизни, тем меньше беспокойств вы будете испытывать.[11]
- Если вы будете загружены работой, попросите начальство уменьшить вашу рабочую нагрузку или разделить ваши обязанности с коллегой.
4
Возьмите отгул. Если вам никак не удается избавиться от стресса, возьмите несколько дней отгула. Выделите себе время на восстановление, чтобы насладиться вещами, которые вам нравятся, и попытаться убежать от того, из-за чего у вас стресс, пусть даже ненадолго. Во время отдыха не позволяйте себе думать о всем том стрессе, который вы испытываете на работе или дома. Постарайтесь в полной мере насладиться своим отдыхом.
- Когда будете брать отгул, займитесь тем, что хотели сделать, но никак не находили на это время. Сходите в музей, покатайтесь на велосипеде или прогуляйтесь со своей собакой. Займитесь тем, что вернет улыбку на ваше лицо.
- Если вам не удается взять отгул с работы, небольшого отдыха в течение дня должно быть достаточно.[12] Сходите на прогулку во время обеденного перерыва, приберитесь немного в саду или поиграйте со своим питомцем.
Как уменьшить беспокойство
1
Выполняйте техники релаксации. Есть много способов расслабиться. Для этого можно вести дневник, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку, зажечь свечи или принять ванну. Чтобы расслабить и тело, и разум, выполните прогрессивную мышечную релаксацию. Лягте на пол, а затем напрягайте и расслабляйте определенные группы мышц.[13] Начните со ступней и двигайтесь вверх. Напрягите пальцы ног, после чего расслабьте их. Затем перейдите к мышцам на лодыжке, голени, бедрам, ягодицам, мышцам живота, рукам, грудной клетки, шее и лицу.
- Ежедневно уделяйте по 5-10 минут на то, чтобы выполнить метод релаксации.
2
Медитируйте. Регулярные медитации помогут «перезапустить» сознание и активировать те части мозга, которые отвечают за радость и покой.[14] Чтобы справиться со стрессом и беспокойством, займитесь осознанной медитацией. Прочувствуйте каждый момент и взгляните на себя и свое окружение, ничего не осуждая и не оценивая.
- Выполняйте осознанную медитацию во время ходьбы (обратите внимание на каждый сделанный вами шаг и скорость, с которой вы двигаетесь) или сидя, обращая внимание на каждую мысль, которая возникнет в вашей голове, без самокритики и осуждения.
- Практикуйте осознанность во время еды. Понюхайте пищу, прежде чем положить ее в рот. Когда будете пережевывать ее, обратите внимание на ее текстуру, вкус и температуру. Делайте так с каждым укусом.
3
Не употребляйте спиртное и не курите. Алкоголь и никотин расслабляют лишь на время. Когда же эффект проходит, беспокойство только усиливается.[15] Не поддавайтесь желанию выкурить сигарету или выпить спиртное, чтобы справиться со стрессом и беспокойством. Вместо этого выполните технику релаксации, займитесь медитации или другой техникой преодоления стресса.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 9812 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Содержание:
- В день экзамена
- Приемы борьбы со страхом
- Поведение на письменном экзамене
- Поведение на устном экзамене
«Удача всегда улыбается тем, кто много потрудился», — гласит английская пословица. Хочется добавить: «и тем, кто умеет показать результаты своего труда». На экзамене ты делаешь именно это — демонстрируешь то, что усвоил. Так делай это спокойно и уверенно. Постарайся изменить свое представление об экзамене — это не пытка, не казнь, а просто проверка твоих знаний, тем более, ты же все (ну или почти все) знаешь.
В день экзамена
1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе «кусок не лезет в горло», нужно обязательно хоть немного поесть. Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы — дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота… Так недолго и в обморок упасть.
2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит «взбадривать» себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также 1-2 банана, горсть изюма и фруктовый молочный коктейль.
3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка. Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи.
4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!
Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.
Приемы борьбы со страхом
1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо».
2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.
Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» — на выдохе.
Можно также проговорить про себя:
- «Я спокоен и уверен в себе»
- «Моя память работает хорошо. Я все помню»
- «Я могу доказать, что много работал и все выучил»
Аутотренинг — эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.
3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: «У меня все получится, в нужный момент я все вспомню».
4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: «Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!». Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не «заразиться» их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.
5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.
В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.
6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.
Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.
При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.
Уровень стресса значительно повышается на устных экзаменах, когда решающее значение имеют и психологическая устойчивость, и владение речью, и умение правильно построить свой ответ и продемонстрировать свои знания. Несколько меньше стресс на письменных экзаменах, в том числе и на ЕГЭ.
Поведение на письменном экзамене
- Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе «Стоп!» Это слово нужно произнести вслух как команду.
Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: «Я спокоен», «Я легко отвечу на все вопросы», «Я все знаю». - После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания.
- Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе.
- Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
- Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл.
- Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
- Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Поведение на устном экзамене
- Не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь свое внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать.
- Собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: «Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно», «Я правильно отвечу на все вопросы».
- Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять свое волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с преподавателем. Так ты сможешь контролировать ситуацию и показать, что не боишься. Не надо смотреть экзаменатору в лоб или насквозь. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Используй все свое обаяние, веди себя уверенно, но не развязно.
- Учти, что к четкому бодрому изложению даже нескольких тезисов преподаватель отнесется более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шепотом. Воспринимай свой ответ, как мысли вслух.
- Если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к небу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.
Смотри на все в перспективе. В данный момент экзамены кажутся тебе самым значительным событием, но с точки зрения всей твоей дальнейшей жизни — это всего лишь решение очередной жизненной задачи.
Сколько их еще будет — этих задач! Подобный стресс испытывают не только школьники и студенты перед экзаменами, но и водители, впервые сдающие на права, начинающие хирурги, актеры перед выходом на сцену, люди, пришедшие на собеседование к потенциальному работодателю…
Волнение, будь оно вызвано предстоящим экзаменом или другим важным событием, вполне естественное явление. Главное, чтобы оно не «перехлестывало через край» и не превращалось в панику, а позволяло мобилизовать свои силы и добиваться наилучшего результата.
Наталия Врублевская
Источник
Остаются считанные дни до ЕГЭ, ОГЭ и Всероссийской проверочной работы. Школьники часами сидят за уроками и переживают сильнейший стресс. Как поддержать ребенка и помочь ему хорошо подготовиться? Об этом «Правмиру» рассказали врачи детской клиники «Фентези» — педиатр Светлана Мухортова и психолог Мария Чурсинова.
Съешь шоколадку
— Нужно ли изменить меню в период подготовки к экзаменам? Может, какие-то продукты в рационе помогут улучшить концентрацию внимания или поднять настроение?
Светлана Мухортова, педиатр: В период серьезных умственных нагрузок ребенку важно питаться правильно — разнообразно и сбалансированно. Впрочем, как и всегда. Это должен быть обычный детский стол — мясо и рыба, много овощей и фруктов, сложные углеводы — например, каши, и так далее.
— Нужно ли есть больше сладкого? Например, иногда говорят: «Съешь шоколадку, чтобы голова работала».
— Это заблуждение. Быстрые углеводы здесь не помогут. Полезны будут сложные.
Но не стоит ребенка ограничивать в сладостях. Детям иногда их хочется, это нормально. Мы же не скажем: «У тебя экзамены, поэтому питаешься только полезными продуктами». Шоколада он тоже может поесть, но в меру.
— Кофе вреден подросткам?
— Детям его пить не стоит. Он сначала стимулирует деятельность нервной системы, а потом может ее угнетать. Это подросткам точно не нужно. Они растут, их тело меняется, гормональные сбои происходят, к тому же экзамены — это стресс. Если мы станем чем-то извне стимулировать нервную систему, то это ухудшит и концентрацию внимания, и работоспособность.
Сидим на таблетках
— Сейчас выпускают разные препараты для улучшения самочувствия при интеллектуальной нагрузке. Стоит ли старшеклассникам их принимать?
Светлана Мухортова, педиатр: Конечно, нет. Во-первых, действие подобных препаратов не подтверждают значимые исследования. Чаще всего это БАДы с недоказанной эффективностью.
Во-вторых, мы не знаем, что там есть из дополнительных компонентов. К чему приведет прием такого средства, к каким побочным эффектам? Они могут быть весьма неприятны — например, аллергия.
Гораздо больше пользы ребенок получит от прогулок, правильного питания, сна и сбалансированного режима дня.
— Может, стоит поддержать организм витаминами?
— Если ребенок получает достаточно разнообразной пищи, то в дополнительных витаминах он не нуждается. Исключение — это витамин D. У 80% населения России его дефицит. Поэтому его стоит принимать и детям, и взрослым. Дозировку назначит ваш лечащий врач.
А спать-то когда?
— Сколько нужно спать при повышенной учебной нагрузке?
Мария Чурсинова, психолог: У детей очень часто наблюдается дефицит сна. Поэтому в период подготовки к экзаменам нужно приблизиться к количеству сна, рекомендованному ребенку по его возрасту. У младших школьников это 10 часов, в средней школе — как минимум девять, у старшеклассников — не менее восьми.
— Полезно ли спать днем?
— Да, если ребенку этого хочется — пожалуйста. Но важно правильно выбрать время для дневного сна, чтобы не было проблем с ночным: не позднее пяти вечера нужно проснуться. Например, школьник вернулся с уроков в три, с четырех до пяти поспал.
— Вредно ли засиживаться за уроками допоздна, даже если спишь положенные 8-9 часов?
— Всю учебу нужно завершать до 19 часов.
Делать уроки после 20 часов не стоит. У ребенка в это время падает концентрация внимания и работоспособность. Он будет выполнять задания дольше обычного. Падает производительность — значит, он будет делать уроки медленно. Все это затянется до 22 часов. Эффективность у такой подготовки нулевая.
К тому же после 20 часов организм ребенка уже устал. У него копится негативное отношение к предмету. Родители моих пациентов отмечали, что именно в этот период времени у детей возникали вспышки раздражения. Они уже хотят отдохнуть. Здесь играет роль не только усталость, но и эмоции. Не стоит готовиться до тошноты.
Никаких друзей и прогулок
— Как организовать режим дня ребенка и сделать учебу эффективной?
Мария Чурсинова, психолог: У ребенка не должен меняться его обычный жизненный режим. Он и так переживает стресс, потому что ему предстоит экзамен.
Подготовку к разным предметам стоит разбить на временные отрезки и чередовать.
Занятия не должны быть длинными. Ребенок может эффективно заниматься одним предметом академический час — 45 минут, максимум — астрономический час.
Все репетиторы так работают. Если на предмет отводится 1,5 часа, то нужен 10-минутный перерыв, чтобы ребенок выпил чаю, сделал какие-то физические упражнения, отвлекся.
Нужно сохранять чередование предметов. Если весь день сидеть за одной математикой, то включится эмоциональный фактор. Наступит истощение, утомление. У ребенка появится ощущение тщетности его усилий, после чего упадет его работоспособность.
— Как распределить нагрузку в течение недели?
— Максимально равномерно. Лучше пять дней заниматься одинаковое количество времени, чем провести за уроками весь понедельник, а во вторник не заниматься ничем. Это дестабилизирует ребенка. Он сначала получает слишком большую нагрузку, а потом истощается. Экзамен больше похож на марафон — нужно двигаться к цели постепенно, не перегружая себя. Готовиться рывками — «давай поднажмем, посидим подольше» — это деструктивно.
Важно сохранить полноценный выходной, хотя бы один в неделю. В этот день ребенок не должен ничего учить. Он полностью отключается от школьных проблем, и это полезно.
Такой день поможет усилить эффективность его обучения на следующей неделе.
— Каким должен быть отдых? Некоторые родители говорят: «Иди, пыль вытри в комнате, у тебя хотя бы голова отдохнет…»
— Есть заблуждение, когда родители воспринимают как отдых смену предмета. Например, они считают, что математика и физика — это работа, а языки, которые даются ребенку легко — уже развлечение. Мол, от алгебры ты отдохнешь на испанском. Это ошибка.
Для полноценного отдыха вид деятельности нужно сменить. Наиболее будут эффективны спорт, общение и прогулки.
Спорт. Часто от него дети перед экзаменами отказываются. Тренировки отметают первыми, чтобы ребенок больше занимался. А их важно сохранить в привычном ребенку объеме. Организм должен получать такую физическую нагрузку, чтобы функционировать без сбоев. Может, пять тренировок в неделю сохранить не получится, но совсем отказываться от них нельзя — ребенок попадет в незнакомое для себя физическое состояние и это повлияет на его психику.
Если дети спортом раньше не занимались, то им полезно будет во время перерывов делать физические упражнения. Вы можете сами предложить это. «Давай вместе сделаем приседания», «Посмотрим, кто из нас дольше будет прыгать на одной ноге» — это весело, дети любого возраста, за исключением старшеклассников, поддержат такую идею.
Прогулки. Мои пациенты рассказывают, что в апреле и мае не выходили из дома, кроме как в школу. Готовились к экзаменам и проверочной работе! Из-за учебы детей часто лишают прогулок, потому что они якобы нерациональны. Но без них обойтись нельзя.
Во-первых, всем нам нужен свежий воздух. Во-вторых, во время прогулок мы смотрим на объекты, которые находятся на отдаленном расстоянии — сбрасываем напряжение с глаз. В-третьих, эмоционально переключаемся. Поэтому нужно как можно чаще гулять в парке, выходить во двор. Дома, в привычной обстановке, ребенок не сможет расслабиться.
Общение со сверстниками. Ребенка часто его лишают. «Ты не будешь гулять и звать домой друзей, потому что еще не подготовился», — это родители говорят часто. Но есть и другие, мудрые, которые выделяют ребенку один день в неделю для общения с друзьями. Например, это среда или суббота. И это сохраняется в период интенсивных занятий.
Почему общение с друзьями необходимо? Во-первых, ребенок расслабляется. Во-вторых, он видит в своей жизни смысл, интерес. В-третьих, чувствует связь с одноклассниками — они находятся в той же ситуации. Он не один. Это важнейший фактор поддержки. Вместе дети могут посмеяться, обсудить предстоящие испытания. Поэтому их встречи важно сохранить.
А он в ответ одно: «Все нормально»
— Если ребенок сильно переживает, в какой момент нужно обратиться за помощью к специалисту?
Мария Чурсинова, психолог: Есть две потенциально опасные ситуации перед экзаменами.
Первая — дети игнорируют его, они равнодушны к подготовке, а родители напротив — сильно переживают. В этом случае страдают отношения в семье. Может возникнуть конфликт подростка с родителями, из-за которого порой происходит и ужасное — уход из дома, попытка себе навредить и так далее. Затяжной конфликт разрушает психику ребенка, он бунтует и пытается показать, как ему плохо.
Вторая — сверхответственные дети, которые слишком зацикливаются на экзамене. В таком случае они засиживаются допоздна, постоянно говорят, что не сдадут, боятся… Можно услышать от ребенка, что он будет худшим и этого не переживет. Как правило, для таких страхов есть причины. Подросток боится, что родители в случае неудачи его отвергнут или одноклассники будут смеяться. Ребенку кажется, что в случае провала обрушится его жизнь.
Обе ситуации — повод для немедленного обращения к специалисту. Может даже понадобиться помощь психиатра. Например, излишнее равнодушие может прикрывать хроническое депрессивное состояние.
— Что еще свидетельствует о сильном стрессе?
— Нарушаются важные жизненные функции — еда, сон, физическая активность. Это показатель стресса.
Самый яркий признак — нарушение сна. Ребенок может не спать по ночам или, наоборот, весь день не вставать с постели. Ночью он может каждые два часа просыпаться. Это показатель стресса.
Нарушение сна может быть замаскировано, ведь ребенок отдыхает в своей комнате. Но нужно спрашивать, как он спал, снились ли кошмары. Общаться надо так, чтобы у подростка было желание вам об этом рассказать.
Переедание или отказ от пищи. Есть дети, которые не могут есть от переживаний. Или придумывают какие-то диеты перед экзаменом. Другие наоборот — едят слишком много сладкого или мучного, не могут остановиться. Родители пугаются и, как правило, начинают их ругать. Но в этой ситуации нужно действовать иначе — показать, что мы на стороне ребенка, сказать, что иногда люди так реагируют на стресс, уговорить обратиться к специалисту.
Слишком много социальных сетей и игр. В современном мире ребенок может от стресса погрузиться в телефон или компьютер. Так он пытается избавиться от мощной тревоги, защищается от неприятных переживаний. Обратите внимание, если ребенок играет или занимается интернет-серфингом дольше обычного — это тоже показатель стресса.
Конфликтное поведение. Если ребенок, который был с вами добр и вежлив, начинает срываться на крик, услышав простую просьбу — это показатель того, что он истощен, сильно устал и находится в стрессе.
Неопрятность. Перестал мыть голову, ходит в разных носках или рваных колготках, не заправляет постель — все это значит, что ребенку плохо. Что-то изменилось в его жизни. Надо его об этом расспросить, осторожно: «Раньше ты так не делал, а теперь делаешь. Что на тебя давит, чем я могу помочь?»
— Как быть, когда ребенок не открывается? Вы спрашиваете его, как он, а в ответ слышите одно: «Все нормально».
— Вспомнить себя и рассказать о своем опыте — это может помочь. Присядьте рядом с чашкой чая, пока ребенок уроки делает, и скажите: «Ты готовишься к экзамену, решаешь. Знаешь, как я переживала перед математикой…» Поделитесь, как вам сложно было в этот период. Может, услышите в ответ, что с ним происходит. Постройте мостик между вашим жизненным опытом и ситуацией ребенка.
Показывайте ребенку, что он не один. Любое жизненное испытание — это ситуация острого одиночества. Ребенок остается один на один с тестом, с педагогами, которые его оценивают, с будущим… Ему важно показать, что вы рядом. Дать ему эмоциональную поддержку, дать понять, что при любом результате он остается для вас дорогим и любимым человеком.
Источник