Что делать если тебя тошнит в школе
Что делать, если ребёнок не успевает ни по одному из предметов и ничего не хочет, кроме как лежать и смотреть в потолок? Большинство родителей всеми силами пытаются переломить эту ситуацию и заставить детей взяться за ум. Или сдаются и раз и навсегда записывают таких детей в безнадёжных лентяев. Но не исключено, что причины неприятия школы коренятся гораздо глубже. Татьяна Сохарева прочитала книгу детского психиатра Оливье Револя «Ничего страшного: неуспеваемость излечима!» и выделила главные мысли автора о «школьной болезни» и о том, как с ней бороться.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В своей книге «Ничего страшного: неуспеваемость излечима!» Револь переворачивает с ног на голову систему понятий, которые мы используем, когда говорим о замкнутых, рассеянных или гиперактивных детях. Таких, которых скрючивает от одной мысли делать уроки. Аргументы вроде «Ты просто не стараешься!», по его мнению, не сработают. Родители и учителя должны понять, что «школьная болезнь» (неприятие школы или хроническая неуспеваемость) — это не выдумка и не прихоть.
Книга, по сути, формирует новый язык для разговора о детях, с которыми происходит «что-то не то», выступает эдаким путеводителем по психическим отклонениям. Начиная с дислексии и заканчивая депрессией. Вовремя определить это «что-то» — уже полдела, считает Револь. «Такова наша цель: понять сложности учеников, не вдаваясь в содержание или в качество учебных программ», — пишет он.
Фото: iStockphoto / dolgachov
Нельзя попросту закрывать глаза на ограниченный словарный запас, повышенную тревожность или чудовищный почерк ребёнка. Существуют объективные причины «установки блока» на школу, от которых детей вполне можно освободить, чтобы они смогли радостно учиться, играть и взрослеть. Для этого прежде всего нужно перестать драматизировать «проблемы роста». Ведь за каждой плохой оценкой прячется что-то, что можно определить и преодолеть.
«Отметка в роли стимула работает всё хуже и хуже». Учителя и психологи — о системе оценивания знаний в школе
«Такой „медицинский“ взгляд на неуспеваемость появился сравнительно недавно. Он основан на принципе, что любые сложности можно объяснить и, следовательно, вылечить. Для этого надо рассмотреть ребёнка как единое целое, со всех сторон — социальной, психической и физической», — пишет Револь.
Фото: iStockphoto / DGLimages
Для самого Револя, всю младшую школу прорыдавшего на коленях учительницы, эта книга становится своего рода психотерапией. Его подход одновременно научный и очень человечный. В основе книги не только впечатляющее исследование (долгие годы ежедневных вдумчивых бесед с родителями, учителями и психологами «трудных детей», для которых школьная пора стала непрерывным кошмаром), но и довольно болезненный личный опыт.
«Я мал ростом, суетлив и ничего не смыслю в математике. Первые неудачи, первые огорчения, замечания учителей, призванные помочь, в этой ситуации губительные. „Следует проявлять больше внимания и усидчивости“. Где же их взять-то? „Пишите аккуратней!“ Не получается… „Недостаточно сознательный и взрослый“. Увы… В общем, мне постоянно пеняют на мои недостатки. Обидно и несправедливо».
В чём причины неприятия школы
Фото: iStockphoto / Antonio_Diaz
Школа, как ни крути, социализирующее заведение. Она учит жизни в коллективе и указывает дорогу к самостоятельности, на основании которой строится личность. «Вычеркнуть ребёнка из этой схемы — вычеркнуть его из общества, — пишет Револь. — И изгнание одного из членов этой системы мучительно и для них самих, и для всех остальных». Вовсе не обязательно делать из всех отличников. Главное, вернуть ребёнку способность и желание учиться, чтобы он получил обязательное образование.
«Дело в том, что мы не верим в неудержимую лень, которая всецело владеет малышом и отвращает его от школы. Невозможно представить себе, чтобы ребёнок осознанно отказывался учиться читать! В этом не может быть дурного умысла. Достаточно увидеть, с каким энтузиазмом дети идут в первый класс! Для них это приключение, в которое они бросаются безоглядно, очертя голову».
Как родительские фобии влияют на успеваемость
Фото: iStockphoto / Choreograph
Зачастую именно страшилки, которыми родители щедро потчуют детей, рисуя перед ними апокалиптические картины загубленного будущего, становятся причиной большинства расстройств.
«Уроки закончились. По виду ребят, толпой направляющихся к выходу, совершенно не заметно, какие с ними случились неприятности и беды. Они весело выбегают из дверей, балуются на ходу, с воплями вылетают на улицу, как будто за ними черти гонятся. Может, они пытаются удрать от своих плохих отметок, оставить их в школе. Если бы они могли просто перевернуть страницу! Оставить все замечания и оценки, пусть спят среди тетрадок на партах, забыть их до послезавтра! Увы, это всего лишь мечты… Какой-нибудь одноклассник во дворе обязательно напомнит о нуле за вчерашнее сочинение. А когда дневник попадает домой, продолжение всем известно. Ужин без десерта, „позор семьи“ оставлен без компьютера на выходные, родители перебраниваются „это ты не можешь с ним справиться!“. „Ребёнок-из-которого-ничего-не выйдет“ отправлен думать в комнату».
Медицинские причины «школьной болезни»
Фото: iStockphoto / Jovanmandic
Начинать обследование Револь предлагает с контроля базовых возможностей ребёнка: нужно проверить работу органов чувств и когнитивные способности. «Нам часто удавалось выявить снижение слуха у детишек, которые плохо говорят или не в меру возбудимы. Они всегда пытались в школе отвечать наугад, а их потенциальная тугоухость не принималась во внимание. Их жизнь в школе была сплошным кошмаром», — рассказывает он.
Психолог Катерина Дёмина — о том, как правильно оценить потолок своего ребёнка
Далее следует неврологическое обследование, обязательным пунктом которого становится энцефалограмма. По словам Револя, нередко дети, которых характеризуют как «рассеянных» и «витающих в облаках», страдают одной из форм эпилепсии, сопровождаемой «абсансами» — провалами, во время которых внимание рассеивается.
Если ребёнок страдает дислексией
Фото: iStockphoto / p_ponomareva
По статистике, у 10% детей проблемы с чтением, причём у половины — достаточно серьёзные. Дислексия может стать источником настоящих страданий. Ведь ребёнок, страдающий ей, не ленивец и не бездельник. У него не получается читать потому, что написанные слова лишены для него смысла. Он как будто расшифровывает незнакомый ему язык. Но эти проблемы не объясняются ни умственной отсталостью, ни психологическими причинами, ни нежеланием учиться.
«Увы, ребёнок предпочитает засыпать перед экраном или упираться носом в клавиатуру. Но виной не только его пристрастие к готовым зрительным образам и виртуальным подвигам. Многие дети не хотят читать по совершенно другой причине. Читать, говорите? Да у них просто не получается! Для них слово „книга“ — синоним слова „мУка“. Тяжкий путь, грозящий невероятными трудностями, без которых лучше бы обойтись. Враг, на которого они поглядывают издали, опасаясь, что он вдруг начнёт их терзать. Лучше не трогать!».
Чем опасна гиперактивность
Фото: iStockphoto / VYCHEGZHANINA
Неусидчивость — ещё одна распространённая причина отставания в школе. Её причины нейробиологические. «Нужно хорошо понимать, что ребёнок двигается так много и беспорядочно оттого, что не может сосредоточиться. А не наоборот!», — утверждает Револь. «Настоящий» гиперактивный ребёнок не может усидеть на месте ни при каких обстоятельствах. Такие дети мгновенно переходят от смеха к слезам. Они обидчивы и не выносят, когда им перечат: «Для него что урок, что переменка, всё едино».
«Гиперактивность может сама собой пройти, когда ребёнок подрастет. Так бывает примерно в трети всех случаев. Но когда это расстройство не проходит, когда его не лечат, когда окружающие не обращают на него должного внимания, некоторые гиперактивные люди могут плохо кончить. Стать алкоголиками или наркоманами.
Во взрослом возрасте им очень трудно найти своё место в обществе, они вмешиваются во всё и утомляют окружающих. Ни на одной работе они долго не задерживаются. Что до спокойной уютной семейной жизни, это вопрос не к ним! Годам к пятидесяти они начинают ныть о «пропащей жизни» и погружаются в депрессию. Человек, который не может усидеть на месте, растрачивает себя впустую и постоянно спешит — чтобы быстрее прийти на свидание со смертью».
Плюсы и минусы раннего развития
Фото: iStockphoto / foto-z
Не по годам развитые дети не такие, как все: «Они разговаривают как взрослые, они хотят быть палеонтологами или же спикерами парламента». Однако им больше, чем всем прочим, нужна помощь и поддержка, так как они слишком чувствительны, слишком не похожи на других.
«Они угнетены и раздражительны, они не находят контакта со сверстниками и, как ни странно, плохо учатся в школе. В большинстве случаев преждевременное развитие имеет больше минусов, чем плюсов. Подаренное яблочко оказывается отравленным — интеллект получает бонус, а вся личность в целом — нет. По сути дела, интеллектуальная эффективность состоит из цепочки разнообразных элементов, которые при взаимодействии могут искажать характер отношений с семьёй и школой. Она при этом сопровождается повышенной чувствительностью и специфической манерой оценивать информацию. Это «позиция не по годам развитого ребёнка».
Каждый двадцатый ребёнок во Франции, по информации Револя, страдает из-за раннего развития. Всего их около 500 тысяч, то есть один или двое в каждом классе. Причём мальчиков в два раза больше девочек. Прекрасная память заставляет отбрасывать всю рутинную информацию. Независимый ум оказывает сопротивление любому давлению, а разнообразие интересов способствует тому, что они скачут от темы к теме, не углубляясь ни в одну. Только в старшей школе или институте они успокаиваются: «Теперь у него спрашивают его собственное мнение! Переход к более ответственной системе образования даёт долгожданный шанс вписаться в систему».
Могут ли дети страдать депрессией
Фото: iStockphoto / KatarzynaBialasiewicz
Чтобы бороться с депрессией, в неё надо прежде всего поверить. Дурное настроение может длиться более двух недель, но и в этом случае рано бить тревогу.
«Депрессия не начинается вдруг, ни с того ни с сего. Она выбирает добычу наверняка. Заранее намечает себе чувствительных, уязвимых детей, их окружение обычно нестабильно и не в состоянии как следует позаботиться о них: родители, сами подверженные депрессии или неспособные обеспечить нормальную жизнь, по причине безработицы или проблем со здоровьем. Она атакует самых чутких, из семей, в которых уже случалось что-то подобное: или дядя, покончивший жизнь самоубийством, или бабушка, уставшая от жизни. К этим „местным“ факторам прибавляется ещё один: чувство утраты».
Даже у грудных младенцев случается депрессия, из-за которой они плохо спят, мало едят, не растут и неподвижно лежат в своей кроватке, глядя в потолок. В саду депрессивного ребёнка можно определить по тому, что ему не сидится на месте. Он агрессивен и импульсивен. И только когда ребёнок становится старше, симптомы его депрессии становятся похожи на «взрослые»: школьник, как взрослый, начинает недооценивать себя и считать, что жизнь «недостойна того, чтобы её прожить». Основная задача в диагностике депрессии — отыскать то самое событие, которое «развязало» заболевание.
Что такое школофобия
Револь завершает свою книгу рассказом о школофобии. Это расстройство было открыто в 1941 году, и его симптомы очень конкретны. Страдающие им дети — не прогульщики, не бездари и не лентяи. У каждого есть свои причины бояться школы. Но важно помнить, что любые личностные нарушения излечимы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сергей Казарновский — о том, чем должна быть школа для ребёнка
11 телеграм-каналов для любителей книг
Как бороться с детской ревностью
Источник
Дочь второклассница еще с утра жаловалась на головную боль, но перед школой о второй смены вроде стало полегчеи я по дурости отправила ее на уроки. Дочь стойчески терпела три урока, но к четвертому не выдержала. Вырвало прямо на уроке, учительница помогла ей затереть блузку и юбку и оставила до конца урока. С учительницей разговор по поводу почему не вызвали родителей и взываний к элементарному сочуствию уже был. Но вот как ребенку помочь пережить ситуацию с одноклассниками. В классе сочуствовали только двое, остальные решили посмеяться. Я хотела пойти завтра и поговорить с детьми перед уроком о доброте, сочуствии, но думаю-а изменит ли это ситуацию и не сделаю ли я еще хуже.
почему ребенок вам не позвонил??
Бесплатный труд, АМОРАЛЕН!!!!
Не надо. Полечитесь дома с недельку, за это время и забудется.
MOLENA автор темы
В классе сочуствовали только двое, остальные решили посмеяться. Я хотела пойти завтра и поговорить с детьми перед уроком о доброте, сочуствии
они уж все забыли — а вы своими разговорами им снова напомните
Главное, поговорите с дочкой, чтоб если что, не терпела, а отпрашивалсь и маме звонила. В крайнем случае — к школьному врачу шла.
не лезьте, будет только хуже.
С дочкой лучше проговорите, как реагировать
Капучино
они уж все забыли — а вы своими разговорами им снова напомните
++++
и дадите еще один повод для насмешек.
Всё, что вы видите во мне, — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с) Э.М. Ремарк
MOLENA автор темы
и не сделаю ли я еще хуже.
Вполне возможно. Так то ребенок во втором классе уже должен себя контролировать. Могла бы хоть до туалета добежать, если почуствовала. Я бы с дочерью лучше поговорила, как не допустить такого в дальнейшем. Не, конечно всякое бывает, но взрослые люди не блюют где им вздумается. Обычно. И да
просточеловек
почему ребенок вам не позвонил??
Тоже вопрос. А одноклассники поржут и забудут
думаю нормальные родители нормальных детей дома, когда они рассказывали про это, уже сделали им втык хороший. С остальными разговаривать смысла не вижу. За неделю да, все забудется, особенно если ваш ребенок сама будет вести себя как нив чем не бывало. У нас было примерно такое, но еще хуже — энтероколит наался с сильнейшим поносом прям в школе. Через 10 дней вернулись в школу, как ничего и не случилось. Потом никто ни разу ничего не сказал ребенку.
Честно говоря, почему не позвонила-очень удивилась, но, наверно в переживаниях вся была, она в этот момент только других слышит-учительница не сказала, значит терпим. Сейчас температурит, задремала, завтра проговорим момент экстренных ситуаций. И еще вопрос, акцентировать внимание на отношении одноклассников и проговорить это и в каком ключе или оставить ей самой сделать вводы?
svetlonic
энтероколит наался с сильнейшим поносом
Тоже прям на уроке? :omg:
Кобра
Главное, поговорите с дочкой, чтоб если что, не терпела, а отпрашивалсь и маме звонила. В крайнем случае — к школьному врачу шла.
+100
Мало кто может похвастаться что его всегда тошнит в оптимальное время в оптимальном месте и без свидетелей. Случится может всякое, главное понимать, что нет вины в этом. Пытаться на одноклассников воздействовать — ошибка, вы для них не авторитет, поэтому реакция будет обратной. Чем легче будет относится к этому случаю дочь, тем быстрее это забудется. Ваша задача влиять не на одноклассников дочери, а на саму дочь.
Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.
MOLENA
оставить ей самой сделать вводы
:ugu:
Бывает так пприпрет, что ничего не успеешь. А ребенок растерялся. Мне кажется, что учитель может с детьми поговорить о сочувствии, не делая акцент на произошедшем, не вспоминать вообще
MOLENA
или оставить ей самой сделать вводы?
какие выводы??????????? О том, что одноклассники жестоки в силу молодости-глупости? Вы уверены что именно этот вывод она сделает?
Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.
аноним
взрослые люди не блюют где им вздумается. Обычно.
😆 люди обычно не блюют, да, здоровые люди. А беременные или больные в момент приступа часто пол от потолка то не отличают, вы как будто всегда имели возможность сделать изящный реверанс и принеся свои извинения чинно удалиться в уборную, и ни разу не переживали токсикоз или приступ тошноты во время отравления…
Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.
Uma(Оборотень)
Бывает так пприпрет, что ничего не успеешь.
Само собой. Вот и проговорить, чтоб не терялась в случае чего. Туалет, школьный врач, звонок маме.
Uma(Оборотень)
О том, что одноклассники жестоки в силу молодости-глупости
О том, что в некоторых неприятных ситуациях ей придется справляться самой. И как выйти из таких ситуаций. Я бы об этом поговорила
Uma(Оборотень)
ни разу не переживали токсикоз или приступ тошноты во время отравления…
Вот честно — прилюдно ни разу не блевала. Хотя конечно понимаю, что всякое бывает. Но тут вот вопрос тонкий — ребенка так приперло или не справилась в силу возраста — не сообразила до туалета добежать, на худой конец до медика
Да всякое можнт быть. Но тут нехорошо ребенку было давно, три урока терпела. Вот эту ситуацию и надо проговорить.
аноним
понимаю, что всякое бывает
ну так раз понимаете, к чему осуждение?
Взрослые люди не всегда могут контролировать некоторые физиологические процессы, чего требовать от ребенка? тем более от ребенка которому плохо?
Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.
аноним
Так то ребенок во втором классе уже должен себя контролировать. Могла бы хоть до туалета добежать, если почуствовала.
аноним
Тоже прям на уроке?
вы будто вчера родились. Да, если припрет, то и взрослый человек может это все (и первое, и второе) где угодно наделать, и дело тут совсем не в его воспитанности или тому подобном
Я сама помню такой случай из детства,классе в 5 девочку одну вырвало прямо на уроке, ни в какую уборную она дойти не смогла,даже с места встать, так что неправда это, что человек себя контролировать в таких случаях может.
Вырвало кстати сильно , замарала парту и всё что на ней лежало , учебник и тетради соседа тоже. И вот самое главное- никто и не думал смеяться , помню переживали что Наташа отравилась и заболела,потом домой к ней ходили проведать , и после, придя в класс она не слышала никаких смешков,вот даже в голову никому не пришло это,что надо смеяться :omg: Учебник ей заменили в библиотеке,тетрадки новые завели,и нет проблемы. Автор,не переживайте так,всё будет хорошо,ещё и не такое бывает,а над болезнью не смеются,что тут смешного то..
Спасибо за ответы и советы! Завтра поговорим.
Uma(Оборотень)
к чему осуждение?
Я не осуждаю.
Uma(Оборотень)
не всегда могут контролировать некоторые физиологические процессы
Это знаете ли некоторая инфантильность как правило, отнюдь не вызывающая никаких добрых эмоций. А не невозможность контролировать. Второй класс уже тоже не лялька. Страшного ничего, но объяснить, что лучше подобного не допускать- не лишне. Про понос на уроке — извините совсем пипец.
Зря надеетесь, что дети забыли. Они такие эпизоды долго помнят(((
Капучино
они уж все забыли — а вы своими разговорами им снова напомните
ну вот знаете. я когда сама училась.. у нас подобный случай был.. так ряд одноклассников (котоым лишь бы постебаться) всегдя помнили и на выпускной и даж на встречу выпускиников
Да блин даж не раз в год.. но в последних классах хоть не при самом виновном говорили..
Ноу нас правда и виновник такой.. у него каждый год. то вырвало, то колпачек в ухе/носу застрял и еще куча всего
Источник