Адаптация и рвота у ребенка

Адаптация и рвота у ребенка

Кадр из фильма «Детсадовский полицейский»

Адаптация к детскому саду у одних детей может растянуться на несколько месяцев, а у других продлиться пару недель. Но тем и другим детям нужна в этот период помощь родителей и воспитателей. Психолог Юлия Данилова рассказывает, почему во время адаптации важно играть с ребёнком, как реагировать на детский плач и почему маме тоже может быть тяжело видеть детские слёзы.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Сколько времени длится адаптация ребёнка к детскому саду

Если говорить про норму, то это временной коридор от трёх недель до трёх месяцев. Если ваш ребёнок легко с вами расстается, не боится, у него нет повышенной тревожности, плаксивости, — адаптация пройдет достаточно легко и быстро.

Если ваш ребёнок тревожен и тяжело расстаётся с вами, если вы сами с трудом его отпускаете, то период адаптации будет длинным.

2. Что делать, если ребёнок не ест в детском саду, его тошнит

Тошнота и рвота — это реакция организма на страх и горе. Договоритесь с воспитателями о том, чтобы они ни в коем случае не заставляли есть, если он не хочет. Пусть подождёт в сторонке, пока другие дети едят. Как вариант, приводите его в группу после завтрака.

Многие дети могут есть только в том случае, если чувствуют себя в безопасности. Нужно время, чтобы ребёнок привык к новым условиям. Если его не будут заставлять есть, не будут подавлять, то со временем аппетит появится.

3. Что делать, если ребёнок стал вести себя по-другому дома: капризничает, не слушается, проявляет агрессию, плаксивый и обидчивый

Да, действительно, в первое время могут быть такие реакции. Дело в том, что он сейчас получает очень много новой информации, у него много чувств, с которыми он не справляется. У него появились новые правила, которые он должен соблюдать.

Отнеситесь к этому с пониманием и терпением. Не нужно наказывать, повторно накладывать запрет на проявление чувств. Пусть хотя бы дома с вами ребёнок чувствует себя безопасно. Позвольте ему выплеснуть все чувства в приемлемой форме: в игре.

4. Что делать, если ребенок плачет при расставании с мамой

Начнём с того, что если ребёнок плачет — это очень хорошо! Что же тут хорошего, спросите вы. Хорошо то, что плач освобождает ребёнка от горя. Горе в том, что он в этот момент теряет ваше присутствие.

Для нас, взрослых, ситуация кажется пустяковой, потому что мы знаем, что придём за ребёнком и заберём его домой. Мы знаем, когда это произойдёт

Но ребёнок воспринимает эту же ситуацию совершенно по-другому: для него мама уходит на целую вечность. Чувство горя выходит через плач. Это природная, естественная разрядка. Её не нужно прерывать, останавливать.

Не нужно успокаивать и уговаривать перестать плакать. Не нужно переключать внимание на что-то другое. Если ребёнок плачет — пусть плачет. Этот принципиальный вопрос нужно обсуждать с воспитателями.

В группе воспитатели не настроены принимать разрядку ребёнка. Детей много, поэтому у них нет возможности сидеть с каждым и ждать, когда все вдоволь наплачутся. К тому же, у маленьких детей есть цепная реакция: заплакал один — в процесс включаются все остальные.

Я работаю с воспитателями младшей группы, поэтому знаю все их возражения. Они вынуждены лавировать между принятием разрядки ребёнка и жёсткими предписаниями о порядке в группе, навязанном сверху.

Поэтому разрядка горя обычно прерывается, и ребёнку просто не дают возможности выплеснуть все свои чувства до конца. Но я знаю точно, что если бы в первый же день ребёнку позволили нареветься вдоволь, то в следующий раз у него не было бы необходимости плакать.

Запомните важный принцип переживания ребёнком горя: давайте плакать столько, сколько нужно!

Больше играйте с ним в этот период. В игре ребёнок разряжает свои чувства. О том, как правильно играть с ребенком, есть практическое руководство: «Мама, поиграй со мной!»

Если ребёнок плачет, возьмете его за руку, обнимите. Скажите, что вы рядом, что сопереживаете и понимаете, что он сейчас чувствует. Не оставляйте его одного. Некоторые мамы не могут спокойно слышать плач своего ребёнка. Отсюда желание прекратить плач или уйти из ситуации.

Ваша задача — принимать разрядку. Если это вам тяжело, то определите свои чувства в связи с этим и вспомните ранние ситуации, когда вы испытывали нечто подобное. Например, если плач ребёнка вызывает чувство собственного горя, то вы можете вспомнить, когда впервые сами его пережили.

Это материал для собственной работы с психологом. Ребенок на все 100% считывает ваши собственные чувства. Если вы ведёте его в сад в тревожном состоянии, он будет испытывать страх. Если вы сами готовы разреветься при расставании с ним — он будет горевать.

Наверняка вы замечали, что когда у вас хорошее настроение, то и с ребёнком всё ладится, и вам легко вместе. Если вы раздражены, то и с ним отношения не строятся. Поэтому в ситуации адаптации ребёнка к детскому саду в первую очередь важно ваше личное эмоциональное состояние. Если вы спокойны, уверены и позитивно настроены, то и ребёнок будет чувствовать себя в безопасности.

6. Как маме справиться с собственными чувствами после расставания с ребёнком в детском саду

Вспомните самую раннюю ситуацию, когда вы испытывали нечто подобное. Наверняка в этот момент вами руководят ваши собственные детские переживания и опыт, который вы получили в детстве.

Позвольте погоревать той маленькой девочке, которую впервые оставили в группе с незнакомыми детьми и взрослыми. Можете написать письмо маме, которая оставила вас в детском саду: что вы чувствовали в тот момент, что видели, что произошло потом, как встретились? Вы простили её за то, что она отвела вас в детский сад? Скажите маме об этом в письме. Напишите, что больше вы не осуждаете её за это.

На консультациях мы проводим техники разрядки ваших чувств. После этого вы не будете подключаться к эмоциональному состоянию ребёнка. На эту тему у меня есть для вас практическое руководство: «В детский сад без слёз!»

Читайте также:  Чем отмыть ковер после рвоты

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Источник

Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.

Содержание:
Особенности расстройства
Симптомы заболевания
Способы диагностики
Лечение

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Симптомы заболевания

Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние. Симптомы:

  • Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
  • Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
  • Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.

Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться. Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.

Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже. Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Лечение

Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией. «Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.

Источник

Главным вопросом заботливых родителей при появлении у ребенка рвоты – «как и чем устранить это неприятное явление?».

При этом важно знать, что рвота это только симптом заболевания и в любом случае для назначения правильного лечения необходимо определить причину:

  • функциональный сбой пищеварения;
  • заболевание;
  • патологию нервной системы (психогенная рвота).
Читайте также:  Причина диареи и сильной рвоты

Для этого при появлении у ребенка рвоты нужно обязательно проконсультироваться с врачом – педиатром.

В дальнейшем специалист после сбора и анализа жалоб и анамнеза заболевания, в том числе и эпиданамнеза (при высокой вероятности возникновения кишечных или детских инфекций), а для уточнения диагноза, скорее всего, назначит дополнительные обследования или консультации узких специалистов (инфекциониста, детского хирурга, невролога).

Родителям нужно знать, что самолечение, особенно у маленьких детей, часто приводит к усугублению состояния ребенка, потере жидкости и солей, ослаблению организма крохи.

Любая терапия должна быть назначена специалистом, кроме этого врач определяет возможность лечения в домашних условиях и необходимость госпитализации.

Причины, симптомы заболевания, чем лечить ребенка

Чаще всего причиной повторяющейся рвоты у детей любого возраста являются кишечные инфекции бактериальной или вирусной этиологии:

  • дизентерия;
  • эшерихиоз;
  • сальмонеллез;
  • ротавирусная и энтеровирусная инфекция.

У маленьких детей рвоту могут вызывать и условно – патогенные микроорганизмы при их активном размножении и заселении кишечника (протей, клебсиелла, стафилококк, энтерококк), особенно при стойком обеднении положительной микрофлоры (лакто – и бифидобактерий) – дисбактериозе.

При кишечных инфекциях этот симптом сопровождается поносом и повышением температуры, но первым проявление болезни может быть частая рвота и стойкое нарушение самочувствия  (слабость, недомогание).

Для правильного лечения в данном случае обязательно делаются посевы рвотных масс и кала на патогенную микрофлору и дезгруппу, а при возможности и вирусологическое обследование – для определения возбудителя и правильного выбора этиопатогенетической терапии (антибиотики и противовирусные средства).

Дополнительно назначаются:

  • пробиотики;
  • ферменты;
  • сорбенты;
  • симптоматическое лечение  (жаропонижающие, антигистаминные препараты); дегидратационная терапия – оральная дегидратация или внутривенное введение солевых растворов и коллоидных средств;
  • при выраженной рвоте назначаются противорвотные препараты (под наблюдением медработников).

Пищевые токсикоинфекции, отравления

Рвота при данном патологическом состоянии — это защитная реакция организма, возникающая при попадании в желудок токсических или ядовитых продуктов. Кроме этого рвота появляется или усиливается в связи с нарастающей интоксикацией при всасывании токсинов в кровоток.

Рвотные позывы возникают у ребенка сразу после попадания в желудок:

  • накопившихся в продуктах питания токсинов;
  • ядов;
  • лекарственных препаратов;
  • химических средств.

Возможно, появление рвоты через некоторое время после употребления в пищу некачественной или несвежих продуктов.

Кроме этого неприятного симптома у ребенка отмечается выраженная и нарастающая  слабость, судороги, потеря сознания и другие отрицательные проявления.

Если есть даже минимальная вероятность отравления или токсикоинфекции необходимо срочно госпитализировать малыша в специализированное медицинское учреждение:

  • проводиться незамедлительное промывание желудка с сорбентами или другими обезвреживающими веществами;
  • вводиться антидот — специфический препарат, нейтрализующий патологическое действие яда, токсина, лекарственного средства;
  • проводиться активная дезинтоксикационная терапия;
  • симптоматическое лечение (препараты, повышающие артериальное давление, антиковульсанты, дезагреганты, гепатопротекторы).

Важно помнить, что в данном случае лечить ребенка в домашних условиях невозможно, даже если проявления отравления минимальны – малыш должен находиться под наблюдением специалистов, чтобы своевременно оказать ему помощь при появлении признаков отравления.

Детские инфекции или респираторные вирусные инфекции

При детских инфекциях рвота возникает на фоне выраженной интоксикации при тяжелом течении инфекционного заболевания (ветряная оспа, скарлатина, корь, краснуха).

Появлению этого неприятного симптома предшествуют типичные клинические проявления заболевания:

  • высыпания на коже и слизистых;
  • повышение температуры, часто до высоких цифр;
  • насморк, покашливание;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • слезотечение;
  • светобоязнь;
  • гнойная ангина.

Рвота при респираторных инфекциях часто возникает при сильном кашле с закашливаниями, особенно у маленьких детей при осложненном течении болезни:

  • альвеолит;
  • пневмония;
  • обструктивный бронхит.

При этом заболевание сопровождается повышением температуры, насморком, капризностью, одышкой.

При тяжелом течении инфекционного процесса или осложнении вирусной инфекции ребенок должен постоянно находиться под наблюдением педиатра и/или инфекциониста, а дети до трех лет, особенно груднички, госпитализируются в стационар.

Лечение назначает лечащий врач в зависимости от основного заболевания (противовирусная, антибактериальная терапия, антигистаминные препараты, жаропонижающие средства) и уменьшение интоксикационного синдрома.

При сильном кашле применяются противокашлевые, муколитические и отхаркивающие лекарства.

Воспалительные заболевания пищеварительного тракта (гастрит, гастродуоденит, гепатит и другие патологии  печени, желчного пузыря и поджелудочной железы).

Рвота при гастритах и гастродуоденитах вызвана стойким воспалением слизистой желудка.

Болезнь проявляется:

  • болями в эпигастральной области;
  • тошнотой;
  • отрыжкой и изжогой;
  • слабостью и головными болями;
  • повторной рвотой при выраженном воспалительном процессе.

Подтверждение патологии проводится на основании эндоскопического исследования желудка.

Воспалительные заболевания пищеварительного тракта лечатся гастроэнтерологом.

Назначается комплексное лечение включающее:

  • противовоспалительные средства;
  • блокаторы секреторной активности;
  • ферменты;
  • антацидные препараты;
  • соблюдение диеты.

Заболевания печени и поджелудочной железы сопровождаются интоксикацией и застоем желчи, в результате этого возникает рвота.

При гепатитах у ребенка отмечается стойкая тошнота, в продромальном периоде — повышение температуры, появлением гриппоподобных симптомов (насморк, астения, покашливание).

В дальнейшем появляются специфические симптомы — желтушное окрашивание кожи, изменение цвета мочи (потемнение), обесцвечивание кала.

Подтверждение диагноза:

  • изменение биохимических показателей крови (печеночные пробы) и обнаружение желчных пигментов в моче;
  • положительные ПЦР пробы;
  • увеличение печени, которое определяется пальпаторно и при УЗИ исследовании.
Читайте также:  Дорогая мы убиваем своих детей мать заставляет есть рвоту

После уточнения диагноза инфекционного гепатита А:

  • ребенок госпитализируется в инфекционный стационар;
  • лечение назначается инфекционистом;
  • после излечения малыш наблюдается гастроэнтерологом.

Гепатиты В и С лечатся длительно:

  • ребенок находиться под постоянным наблюдением инфекциониста;
  • проводятся курсы специфической противовирусной терапии;
  • длительно принимаются гепатопротекторы и противовоспалительные средства.

Хирургическая патология (острый аппендицит, кишечная инвагинация)

Острая хирургическая патология у детей раннего возраста может иметь атипичные симптомы:

при остром аппендиците клинические проявления у ребенка могут развиваться без болевого синдрома в правой подвздошной области.

К главным признакам аппендицита у детей раннего возраста относятся:

  • многократная повторяющаяся рвота;
  • слабость;
  • головная боль;
  • отказ от еды.

Инвагинация кишечника чаще развивается у малышей от 6 месяцев до года, реже у деток до трехлетнего возраста.

Это патологическое состояние возникает на фоне:

  • неправильного введения прикорма;
  • глистной инвазии;
  • пороков развития кишечника;
  • различных функциональных состояний, которые сопровождаются повышенной перистальтикой.

Заболевание проявляется выраженным болевым синдромом и беспокойством, у ребенка отмечается частая рвота, задержка стула с кровянистыми выделениями из кишечника в виде «малинового желе».

При появлении любого из этих заболеваний необходима немедленная госпитализация в медицинское учреждение для уточнения диагноза.

Болезни центральной нервной системы (менингит, энцефалит, гидроцефальный синдром, опухоли головного мозга).

Воспаление оболочек или вещества мозга развивается внезапно.

Признаками этого заболевания являются:

  • стойкая головная боль (у грудничков болевой синдром проявляется выраженным беспокойством, монотонным криком);
  • рвота многократная без тошноты;
  • напряжение большого родничка у грудничков и выбухание вен головы;
  • фебрильная  температура;
  • судороги;
  • ригидность затылочных мышц – невозможность свободного сгибание головы;
  • вынужденное положение тела в виде «складного ножа».

При появлении объемных образований головного мозга у детей (опухоли или кисты головного мозга) первые симптомы проявляются в виде периодической рвоты, стойких головных болей, головокружений, нарушений сна, судорог.

Лечение при данных патологических состояний назначается после уточнения диагноза:

  • при подозрении развития у ребенка менингита или энцефалита необходимо срочно вызвать «бригаду скорой помощи» — терапия назначается в зависимости от течения и тяжести болезни, симптоматическое лечение;
  • при появлении симптомов наличия объемного образования головного мозга – ребенок нуждается в полном и комплексном обследовании у невролога.

Психоэмоциональная возбудимость, невроз, реакция на стресс

Приступам рвоты при этих состояниях предшествует стрессовая ситуация или  психоэмоциональное перенапряжение.

При неврозах приступы рвоты также возникают на фоне:

  • острого или хронического стресса;
  • у ребенка появляется логоневроз (заикания), энурез, тики, нарушения сна, фобии.

Терапия заключается в устранении провоцирующих рвоту факторов, приеме успокаивающих препаратов и консультации психолога.

Пилоростеноз

Это врожденная патология пищеварительного тракта у ребенка, поэтому клинические проявления заболевания возникают сразу после рождения или в течение периода новорожденности, реже в первые 3 месяца жизни малыша:

обильная многократная рвота, «фонтаном» через 10-20 минут после еды.

Лечение только оперативное.

Переедание

Это патологическое состояние возникает у ребенка после:

  • употребления в пищу большого объема продуктов;
  • частого прикладывания ребенка к груди;
  • дополнительного введения больших объемов смеси;
  • насильственного кормления ребенка.

Значительное улучшение отмечается при нормализации рациона, объема кормления, отмене или уменьшении количества смеси при достаточном количестве грудного молока.

Особенности терапии рвоты у ребенка

Прежде всего, родители должны знать, что вместе с рвотными массами ребенок теряет большое количество жидкости и солей, поэтому необходимо их восполнять – дробным отпаиванием.

При появлении рвоты малыша нужно успокоить, умыть или обтереть лицо влажным полотенцем, прополоскать рот.

Особенности дегидратационной терапии (отпаивание ребенка) — нужно проводить дробно специальными растворами («Регидрон», «Гастролит») или свежеприготовленным раствором поваренной соли.
Важно помнить, что питье должно быть дробным по 1-2 чайные ложки через 5 — 10 минут или маленькими глотками у старших детей — большой объем жидкости при поступлении в желудок провоцирует его перерастяжение, что часто вызывает повторные рвотные позывы.

К тому же именно такие объемы заменяют капельное внутривенное введение солевых растворов с уменьшением интоксикации и облегчения состояния ребенка.

При появлении рвоты у ребенка необходима обязательная консультация специалиста и утонение ее причины.

К сожалению, родители чтобы не обращаться в больницу и прекратить рвоту самостоятельно используют противорвотные средства центрального действия – Церукал (таблетки и ампулы), Домперидом (таблетки, порошок, ректальные свечи).

Это крайне опасно и связано с возможными тяжелыми неврологическими побочными явлениями – экстрапирамидными расстройствами.

Важно знать:
Европейская Ассоциация по лекарственным средствам настоятельно рекомендует использовать препараты, содержащие метоклопрамид (Церукал) только в крайних случаях и под обязательным контролем дозы и состояния ребенка медицинским работником.
У детей до 3 лет применение этого лекарственного средства может вызвать судорожный синдром.

Не рискуйте здоровьем и жизнью своих детей и не занимайтесь самолечением, особенно если рвота повторяется, и полноценно отпоить ребенка не получается.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник